• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нет технарей
и гуманитариев

Это разделение — беда российского образования

© WIKIMEDIA COMMONS

В 1959 году британский химик и писатель Чарльз Сноу, выступая с лекцией в Кембридже, признался, что разделение общества на две культуры: science и humanities — вызывает у него глубокое сожаление. Текст его доклада был опубликован в виде брошюры «Две культуры и научная революция». Он послужил трамплином для продолжительной дискуссии о физиках и лириках. Новый взгляд на эту тему в авторской колонке предлагает Динара Гагарина, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин ВШЭ.




Динара Гагарина,
заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ




Все мы с детства слышим про это разделение: гуманитарии и технари, физики и лирики. Я уверена — на сегодняшний день это абсолютно искусственная сегрегация и большая проблема для образования, да и общества в целом.

На этой почве неизбежен снобизм. Причем он очевиден с обеих сторон. Одни говорят: «Мы самые умные, потому что знаем законы термодинамики», другие: «Мы самые умные, потому что Шекспира можем цитировать в любое время суток». Это противостояние, к сожалению, подпитывается в образовательной среде.

Что говорят ребенку в школе, если у него не идет математика? «Ну, ты просто гуманитарий!» А если, наоборот, с математикой все отлично, а сочинение написать он не может? «Это просто не твое».

Образование, общественные стереотипы искусственно разделяют нас на гуманитариев и технарей. Учебник «Информатика для гуманитариев» — отвратительная вещь, звучит будто «для дураков». Сравните с названием «Информационные технологии в гуманитарных исследованиях». Согласитесь — воспринимается совсем иначе. А нужно было лишь верно расставить акценты.

Вообще, я убеждена, что на стыке того, что на первый взгляд несовместимо, всегда рождается нечто новое и полезное. Давайте отмотаем время на пару сотен лет назад. Что мы увидим? Тогда не было жесткого деления на физиков и лириков, да и в целом науки были меньше разделены, чем сейчас. Потом произошла дифференциация. И это неплохо, это тоже нормальный процесс. У нас появились максимально дробные направления: историческая информатика, политическая информатика, компьютерная лингвистика и т. д. Сегодня мы снова постепенно движемся к интеграции.

Сейчас у всех, кто использует цифровые технологии в гуманитарных науках, появился «зонтик» digital humanities. Мы объединились под этим зонтиком — историки, лингвисты, культурологи, математики и многие другие — и получили что-то новое.

На школах и конференциях по digital humanities я вижу, как студенты, с детства считавшие себя гуманитариями, берутся программировать и работать с базами данных. Оказывается, это реально, доступно, в этом нет ничего страшного!

Забудьте все, что вам говорили о том, кто вы. Ни в коем случае не ограничивайте себя этими ярлыками. На стыке того, что на первый взгляд несовместимо, всегда происходит самое интересное.
IQ


Текст впервые опубликован на сайте наших партнеров — медиа о науке и жизни oLogy
Автор текста: Гагарина Динара Амировна, 27 августа