• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Место в рейтинге или удовольствие от учебы?

Какие приоритеты выбирают современные школы

© «Гарри Поттер»

Мы часто произносим: «хорошая школа», но какие у нее отличительные черты? «Хорошая» — это место в рейтинге? Это число медалистов, олимпиадников или стобалльников? И выдающиеся выпускники? О том, что такое качественная школа в современном понимании, размышляет эксперт Лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ, преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Юлия Черненко.



Юлия Черненко,
преподаватель Департамента медиа факультета
коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ




Последний год я как исследователь образования замечаю удивительный контраст между мировой и российской практикой в вопросах обучения детей. На международных конференциях по образованию, таких, как ECC 2018 в Лугано и Future of Education 2019 во Флоренции, где я участвовала, говорят о том, как сделать процесс обучения более увлекательным, насыщенным и направленным на получение новых навыков. Однако российские школы, которые мы посещаем в рамках работы Лаборатории медиакоммуникаций в образовании, упоминают формальные критерии как показатели успеха школы. «У нас N призеров Всероса», «Средний балл ЕГЭ по математике в нашем лицее — N», «Мы поднялись на N место в рейтинге».

Получается интересная картина. Российские ученики и школы (к счастью, этот путь не для всех) участвуют в игре «Быстрее! Выше! Сильнее!». А коллеги за рубежом разрабатывают среды, в которых дети, возможно, не будут показывать ошеломительных успехов, но в которых им будет приятно находиться, оттачивать навыки и развиваться.

Например, доктор Андреас де Брюин из Германии заменяет урок мировой художественной культуры «управляемыми медитациями» о произведениях искусства. Школьники не сидят за партами, слушая про картину, а идут в музей, садятся перед этим полотном и под классическую музыку изучают его, пока учитель аккуратно предлагает им обратить внимание на детали изображения.

А доктор Алонсо Матео Гомез (Испания) предлагает старшеклассникам познакомиться с историей Холодной войны, участвуя в разработке настольной игры по этому периоду. Школьники изучают документы, поднимают хроники не для ответа на уроке, а для того, чтобы стать соавторами игры, проявить свою творческую натуру и поучаствовать в большом европейском проекте. В спектре внимания спикеров международных конференций — также вопросы о психологическом состоянии учеников, о том, как снимать стресс в классе. А также о геймификации образовательного процесса и других методиках, которые выходят за рамки педагогической классики.

Конечно, в России тоже есть школы, которые не опираются исключительно на количественные показатели, а говорят: «Наш главный результат в том, что дети хотят приходить в школу». Когда команда лаборатории ездила в экспедицию в Ижевск (в рамках проекта «Открываем Россию заново» 2018 года), мы слышали много вдохновляющих историй успеха. Например, про взаимодействие с крупными работодателями региона, которые поддерживают талантливых школьников, про мобильные уроки с выходом за стены школы. Одна из Ижевских школ — «Гармония» (школа №97) — в 2019 году вошла в список лучших образовательных инициатив по версии ЮНЕСКО. Поездки лаборатории, в рамках которых мы за два года посмотрели на школы Москвы, Екатеринбурга, Ижевска, а в сентябре изучаем школы Владивостока, позволяют проанализировать образовательный процесс с научной точки зрения. А затем обменяться опытом с зарубежными коллегами.

В заключение замечу, что среди целей Национального проекта «Образование» тоже есть уже названный диссонанс. Цель №1: Россия войдет в топ-10 стран мира по качеству общего образования. Не буду спорить с этой целью. Отмечу лишь, что она по сути своей количественная, несмотря на слово «качество» внутри. Это снова про рейтинги. Но как замерить удовольствие ребенка от урока? Как оценить уровень счастья ученика в школе? Как проанализировать комфортность образовательной среды для раскрытия талантов каждого школьника? Количественные измерения здесь не отразят особенностей каждого ученика.

К счастью, другие ключевые цели нацпроекта — создание условий для гармоничного развития и реализация интересов ребенка — все же про удовольствие от учебы. Посмотрим на итоги в 2024 году.
IQ

Автор текста: Черненко Юлия Александровна, 11 сентября, 2019 г.