• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Креативщик в стрессе

Особенности поведения творческих людей

© ISTOCK

Феномен креативности исследуется уже не первое десятилетие. Ученые сошлись во мнении, что человеку с творческим мышлением свойственны автономия, предприимчивость, радикальность, открытость опыту и нейротизм (или эмоциональная неустойчивость). Исходя из этого, аспирантка департамента психологии НИУ ВШЭ Анастасия Федорова предположила, что креативные люди должны эффективнее справляться с задачами в стрессовых ситуациях. Для подтверждения своей гипотезы она провела исследование с привлечением 720 респондентов. Результаты ее работы опубликованы в журнале «Психология».

Под креативностью понимается способность человека создавать новый продукт в рамках своей деятельности. Новизна может быть как минимальной (оптимизация прежнего), так принципиальной (нововведение). Значение имеет то, что он создан в результате нетрадиционного подхода и оригинального мышления. Именно этими характеристиками отличаются креативные люди от других, по мнению психолога Дианы Богоявленской. Работы других психологов показали, что творческим людям также свойственно быть любопытными и открытыми новому опыту, а еще им присущ индивидуализм. У креативных людей чаще проявляются такие черты, как склонность к риску и отход от конвенциональных решений, но такое поведение может вести к конфликтным ситуациям. Как с ними справляются творческие люди?

Анастасия Федорова искала взаимосвязи между личностными чертами, параметрами креативности, ценностями и стратегиями совладания со сложными ситуациями (копинг-стратегиями). Выборка исследования состояла из 397 женщин и 323 мужчин в возрасте от 22 до 55 лет, работающих в крупных организациях на позициях менеджеров среднего звена и выше. Они проходили четыре психологических теста и заполняли анкету (пол, возраст, уровень образования и т.д.)

Психологические тесты:

1. Тест вербальной креативности Джоя Гилфорда. Респондентам нужно было придумать как можно больше применений простому предмету за пять минут. Их результаты оценивались по показателям беглости, гибкости и оригинальности.

2. Тест ценностных ориентаций Шалома Шварца, который состоит из 57 вопросов и измеряет степень выраженности 10 ценностей. Среди них: самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть, безопасность, конформизм, традиция, благожелательность и универсализм.

3. Тест на способы совладающего поведения Ричарда Лазаруса. В нем 50 вопросов и следующие шкалы измерения: позитивная переоценка, поиск поддержки социума, дистанцирование, принятие ответственности, принятие решений, бегство-избегание.

4. Тест Большой пятерки в адаптации Анатолия Хромова. Этот опросник измеряет пять факторов: экстраверсия — интроверсия, привязанность — независимость, самоконтроль — импульсивность, эмоциональная стабильность — нейротизм, экспрессивность — практичность.

Анализ ответов показал, что креативные люди склонны к независимости от общественного мнения, активности в решении задач и повышенной ответственности. Они обладают высокой адаптивностью в сложных ситуациях благодаря использованию активных копинг-стратегий и взаимодействию с другими людьми. Исследование обнаружило прямую связь между способом принятия решений в сложных ситуациях и творческим мышлением. Это говорит о том, что креативные люди предпринимают больше попыток выхода из конфликтов.

Также обнаружена положительная связь между креативностью и ценностями самостоятельности и достижения; и отрицательная — с ценностями конформизма и скромностью. Эти результаты подтвердили выводы предыдущих исследований. Творческая личность демонстрирует самостоятельность, стремление к достижениям и результатам и в то же время склонность к риску и нонконформизму, которые проявляются в отрицании общественных норм.

Тесты показали связь между креативностью и экстраверсией. Это может говорить о том, что творческой личности важно не только создать новый продукт, но и убедить окружающих в его полезности и необходимости. И, кроме того, экстраверсия помогает креативному человеку в конфликтных ситуациях найти общий язык и нивелировать проблемы с оппонентами.
IQ


Автор исследования:
Анастасия Федорова, аспирант факультета социальных наук департамента психологии НИУ ВШЭ
Автор текста: Тарасова Алёна Юрьевна, 30 сентября