• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разнесенные ветром

Какие микроорганизмы живут в автобусах и метро

ISTOCK

Воздух в общественном транспорте населен бактериями и спорами грибов. Но в метро и салонах автобусов численность микробиоты, по подсчетам почвоведов, — в пределах нормы. В отличие от автобусных остановок: туда ветер наносит пыль — частицы почв с окрестных территорий, в которых и содержатся микроорганизмы. Статью о невидимых пассажирах транспорта опубликовал журнал ВШЭ «Городские исследования и практики».

Пыль цивилизации

В воздухе транспорта всегда есть микроорганизмы. Они переносятся вместе с пылью.

Пыль — это мельчайшие частицы почв и грунтов, которые разносит ветер. Земля — клондайк разнообразных бактерий, спор грибов и прочей микробиоты. Вместе со взвесью пыли они могут долго носиться в воздухе и не оседать.

Но в метро пыль удаляют: регулярно делают влажную уборку, и повторно в воздух грязь уже не поднимается. Да и воздух в подземку поступает разный: не только с пыльных придорожных участков, но и с более чистых.

В воздухе вагонов поездов метрополитена зимой в кубометре воздуха в среднем содержится 1230 колониеобразующих единиц (КОЕ), подсчитали почвоведы. Это количество не превышает норму (1500 и 2500 КОЕ/м3 для лета и зимы соответственно).

Салоны автобусов — намного грязнее. Их воздух вдвое богаче микробиотой по сравнению с вагонами метро — 2463 КОЕ/м3, отмечают Владимир Тихонов, Ольга Николаева и Полина Пильгун.

Но и это количество в пределах нормы.

С воздухом на платформах подземки и автобусных остановках ситуация намного сложнее. Для первых показатель, как выяснилось, 3882 КОЕ/м3. И это явно не образец чистоты. Но и эти данные, подчеркивают исследователи, не зашкаливают.

Зато автобусные остановки — вне конкуренции по численности микроорганизмов. Их показатель — 10328 КОЕ/м3, то есть вчетверо больше, чем в салоне автобуса.

Однако норматива для воздуха автобусных остановок нет (санитарно-микробиологический контроль проводится только в помещениях, а не на улицах). Но если бы эти цифры были, то остановки бы явно их превысили.

Повышенное содержание микроорганизмов в воздухе на автобусных остановках вполне логично, поясняют авторы. Во-первых, там много грязи из-за «естественного пыления» соседних почв и грунтов. Во-вторых, движущийся транспорт тоже наносит пыль.

Пробы воздуха отбирались зимой 2017 года на четырех линиях метро и четырех автобусных маршрутах. Исследовалась среда поездов и платформ подземки, а также автотранспорта и его остановок. Число проб в общей сложности — 108.

Учитывалась также температура воздуха, количество пассажиров в транспорте и длина маршрута.

Как измеряли

Воздух в вагонах метро исследовался на Арбатско-Покровской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской и Таганско-Краснопресненской линиях. Пробы на платформах отбирались на станциях «Славянский бульвар», «Бабушкинская», «Тульская», «Волгоградский проспект».

Среди автобусных маршрутов были «М2» (Фили — Рижский вокзал), «М10» (Лобненская улица — метро «Китай город»), «688» (Озерная ул. — Крылатское), «137» (Братцево — метро «Речной вокзал»). Воздух отбирался на автобусных остановках у метро «Парк Победы» и «Лубянка».

Для анализа воздуха (отбора проб) в транспорте ставился контейнер с тремя чашками Петри, в которых была создана питательная среда для микроорганизмов. Они осаждались на нее. Количество и состав микробиоты определяли с помощью подсчета колониеобразующих единиц.

Отбор шел на высоте один метр от пола в транспорте и на такой же высоте от земли на остановках и платформах. Пробы отбирали в центральной части автобусов, вагонов метро, а также остановок и платформ.

Ближе к почве

Избыток микроорганизмов в воздухе влияет на наше здоровье. Есть риски респираторных и аллергических заболеваний.

Исследователи подсчитывали численность сапротрофных бактерий и спор мицелиальных грибов в транспорте. И те, и другие небезвредны для человека.

Сапротрофные бактерии — гнилостные, они участвуют в разложении отмерших организмов. Среди них выделены:

  1. мезофильные бактерии, обитающие в почве и растущие при 25 градусах Цельсия (Б25);
  2. условно-патогенные, растущие при 37 градусах Цельсия (Б37).

Споры грибов (СГ) тоже небезобидны: могут вызывать аллергию.

Выяснилось, что по численности безусловно лидируют Б25. Именно они делают наземный транспорт существенно грязнее вагонов метро.

Значительно меньше условно-патогенных бактерий и еще меньше — спор грибов.

Причем концентрация Б37 и спор грибов в обоих видах транспорта сопоставима.

Численность микроорганизмов в транспорте во многом определяется их количеством в воздухе окружающей среды, поясняют исследователи.

«Более высокие значения содержания микроорганизмов на платформах метро и автобусных остановках по сравнению с транспортом обусловлены пропорциональным ростом доли Б25 и СГ, — поясняют исследователи. — <...> Количество Б37 значимо не растет, и даже отмечается их некоторое снижение в воздухе на автобусных остановках».

Второй эффект может быть связан с меньшим числом людей на единицу площади, а также с рассеиванием микрофлоры ветром. В исследованиях доказана обратная корреляция между содержанием патогенной микрофлоры и скоростью воздуха в городе.

А вот с другими факторами численность бактерий и спор грибов коррелирует слабо.

Анализ «не выявил связей между содержанием микроорганизмов в воздухе транспортных средств и <...> температурой воздуха, количеством пассажиров в транспорте и длиной маршрута».

Уровни биологического загрязнения

Итак, чем меньше взвесь пыли в воздухе, тем меньше наземка и метро загрязнены микроорганизмами. При этом автотранспорт играет роль защитного экрана: численность микроорганизмов внутри него в несколько раз ниже, чем в воздухе окружающей среды. Пассажир автобуса сталкивается с меньшим количеством микроорганизмов, чем пешеход, бредущий вдоль дороги.

Если опираться на нормативы ЕС для воздуха помещений, то среда внутри вагонов метро и автобусов загрязнена бактериями на среднем уровне, а спорами грибов — на низком. Воздух платформ метро сильно заселен бактериями и слабо — спорами. А на автобусных остановках целое скопище как первых, так и вторых.

Категории загрязнения воздуха в зависимости от содержания микроорганизмов в воздухе помещений

 

Группы микроорганизмов Содержание в воздухе домов, КОЕ/м3 Категория загрязнения
Бактерии < 100 Очень низкая
100–500 Низкая
500–2500 Средняя
2500–10000 Высокая
> 10000 Очень высокая
Грибы < 50 Очень низкая
50–200 Низкая
200–1000 Средняя
1000–10000 Высокая
> 10000 Очень высокая

Источник: Comission of the European Communities (СЕС), 1993 год

По содержанию микробиоты на платформах московский метрополитен оказался в одном ряду с подземкой в Лондоне, Мехико и Санкт-Петербурге. А вот пекинское метро намного загрязненнее.

По условно-патогенной микрофлоре сходные данные получены для автобусов Бангкока.

Без шума, без пыли

Пыль и грязь во многом связаны с тем, как организовано городское пространство. Если много пустых, не засаженных растениями почв, много строек и инженерных работ, то и пыли немало. А с ней — и микробиоты.

Чтобы почвы не разлетались вместе с ветром, их надо закреплять корнями растений. Нужно больше газонов, кустов и деревьев.

Состояние воздуха ухудшают и вытаптывание газонов и парковка на них машин. Надо защищать газоны.

Наконец, если общественные зоны сформированы у трасс, нужно создавать защитные полосы из лиственных деревьев. Они снижают концентрацию пыли в воздухе.

Дороги стоит планировать так, чтобы частицы почвы «не выносились плоскостным смывом» на поверхность дорог и не поднимались в воздух транспортом.
IQ

 

Авторы исследования:
Владимир Тихонов, кандидат биологических наук, младший научный сотрудник факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова
Ольга Николаева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова
Полина Пильгун, студентка факультета прикладной экономики и коммерции МГИМО
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 30 марта