Приобретение личных автомобилей — благо для каждой семьи. Однако неуклонный рост автотранспорта плохо совмещается с исторически сложившейся практикой планировки и застройки крупнейших городов России. Особенно Москвы. Как решить эту проблему и избавиться от пробок в мегаполисах? Отвечает Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.
По разным оценкам в Москве от 5 млн до 7,7 млн автомобилей и 100 млн м2 асфальтовых дорог, таким образом на одну машину, в самом лучшем случае, приходится 20 м2. Поэтому если бы все автомобили москвичей одновременно выехали в город, то это спровоцировало бы грандиозную пробку. Ежедневно — до начала режима самоизоляции и повышенной готовности — по дорогам столицы перемещалось в среднем 3,6 млн машин. По выходу из карантина мы быстро достигнем этого же числа, а то и превзойдем его. Транспортный коллапс может парализовать жизнь москвичей уже в обозримом будущем.
Проблема в том, что в России горожане стали массово пересаживаться с общественного транспорта на личный лишь в начале XXI века. Начался резкий подъем числа личных автомобилей и, одновременно, падение количества пассажиров в метро, автобусах и трамваях. Пересечение линий двух этих трендов — крест автомобилизации — в нашей стране случился в 2007 году, а в США на 50 лет раньше. И с того времени там планирование городов и застройка велась с учетом постоянного роста автомобилизации.
Сейчас заасфальтированные дороги и улицы в американских городах занимают до трети их общей площади, в Европе — четверть, а в Москве лишь 9%! Из них большая часть пешеходные улицы. Как-то радикально перестроить Москву под нужды владельцев автотранспорта уже не получится. Каков же выход?
Очень короткое объяснение, которое вы успеете посмотреть даже поднимаясь по эскалатору:
А вот здесь полный доклад «Императивы развития транспортных систем городов России» Института экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, если вы всерьёз заинтересовались темой:
IQ