• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иван Васильевич
меняет историю

Фактчек: все киноляпы знаменитой комедии

«Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год

Студенты пермского кампуса НИУ ВШЭ Анастасия Черепанова и Николай Федюков в рамках проекта «PubHistory» разобрали все ошибки и несоответствия фильма «Иван Васильевич меняет профессию» реальным историческим событиям, повседневным практикам и материальной культуре Руси XVI века.

Комедию «Иван Васильевич меняет профессию» Леонид Гайдай снял в 1973 году на основе пьесы М.А. Булгакова «Иван Васильевич» 1936 года. Фильм с восторгом приняли как критики, так и рядовые зрители. Он быстро разошёлся на цитаты и получил статус культового. Такие фразы, как: «Замуровали, демоны», «Танцуют все!», «Врёшь, собака! Аз есмь царь!», «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть!», «Вот что крест животворящий делает!» и многие другие ушли в народ. 

Сюжет

Инженер Шурик (Александр Тимофеев), находясь в 1970-х годах ХХ века, создает машину времени, которая открывает путь в XVI век. В результате цепи случайностей управдом Иван Бунша перемещается совместно с вором-рецидивистом Жоржем Милославским в царские палаты, а Иван Грозный оказывается в Москве 1970-х годов в квартире Шурика. Попав в прошлое Иван Васильевич Бунша меняет профессию с управдома на Великого Князя, а Иван Грозный продолжает вести себя по-царски и в ХХ веке. В конце фильма все возвращаются на свои места.

Если вдруг забыли — самое время пересмотреть!

Первоисточник

Кинопостановка основана на пьесе М.А. Булгакова, однако имеет с ней некоторые различия, связанные с осовремениванием антуража. Так, например, механическая темпоральная машина в фильме становится транзисторной, патефон — магнитофоном, а коммунальные квартиры 1930-х заменяются отдельными кооперативными. Однако имеются и более существенные различия.

В процессе создания комедии, Гайдай исключил сюжеты, связанные со спецификой 1930-х годов. В произведении Булгакова, Бунша, притворяясь царем, не хочет разговаривать с патриархом, так как за общение со служителями культа его могут осудить на домовом собрании, что является реакцией на антирелигиозную кампанию 1930-х годов. Кроме того, Бунша мечтает учредить в Москве жакты — жилищно-арендные кооперативные товарищества, а в комедии Гайдая уже давно существуют ЖСК — жилищно-строительные кооперативы.

ЖАКТ — жилищно-арендное кооперативное товарищество. Жакты существовали в СССР до 1937 года как объединения граждан с целью аренды жилых домов у местных Советов и предоставления жилплощади их пайщикам.

Главное же отличие двух произведений состоит в том, что пьеса является политической сатирой на моральное разложение русской аристократии, а фильм высмеивает советскую бюрократию эпохи застоя, когда даже квартирный вор больше беспокоится о судьбе страны, чем административные деятели.

Персонажи

В фильме присутствует вольная интерпретация исторических событий. Имеются намеки на то, что Бунша и Жорж Милославский являются далекими потомками Ивана Грозного и кого-то из рода Милославских.

Жорж Милославский поет песню «Разговор со счастьем» («Иван Васильевич меняет профессию»)

Милославский играет большую роль при дворе Ивана Грозного, однако исторически это было не так. Несомненно, Милославские — древний дворянский род, первые упоминания о котором относятся к концу XIV века. Его родоначальник — литовец Вячеслав Сигизмундович, сын Сигизмунда Корсака, прибыл в 1390 году Москву в свите Софии Витовтовны, невесты великого князя Василия Дмитриевича.

Однако во времена Ивана IV влияние Милославских на государственную жизнь было незначительным. Трое членов клана в 1573 году числились опричниками Великого Князя. Кстати, род пресекся ещё в 1791 году, поэтому в XX веке их потомков просто не могло существовать, за исключением отдельных представителей рода Толстых. Им в 1910 году император Николай второй позволил называться Толстыми-Милославскими.

Ну а самое интересное — Юрий Милославский вообще вымышленный персонаж. Впервые он появился в опубликованном в 1829 году историческом романе Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». А вот обокраденный Антон Семенович Шпак имеет вполне реального прототипа — Шпахом или Шпаком прозвали воеводу Ивана Грозного, боярина Ивана Голицына.

Царица

В фильме Бунша, под видом царя, беседовал с Марфой Васильевной. Исторический Иван Грозный был женат четыре раза — на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, дочери кабардинского князя Темрюка по имени Кученей, Анне Колтовской и героине фильма — Марфе Васильевне Собакиной.

К сожалению, в реальности Марфа была больна и скоропостижно умерла. Её обручение с Великим Князем состоялось 26 июня 1571 года, но Марфа вскоре слегла и начала «сохнуть». Насколько она была красива можно судить по современной реконструкции её облика.

Время

Благодаря присутствию в фильме Марфы Собакиной мы можем с довольно высокой точностью установить время действия всех происходящих событий. Свадьба Ивана Грозного с тяжело больной невестой всё-таки состоялась — 28 октября 1571 года. В браке они пребывали 15 дней — до 13 ноября 1571 года, когда Марфы не стало.

Место

Внимательный зритель заметит, что не только «царь не настоящий», но и Кремль не тот. Путешественники перенеслись не только во времени, но и в пространстве — и значительно! Внешние сцены (погоня за Милославским и Буншей, отправление войска) снимались в Ростовском кремле, а не Московском.

Царские же палаты — декорации киностудии, схожие с интерьером Ростовского кремля, но более роскошные.

Летоисчисление

Во время допроса милицией Иван Грозный отвечает на вопрос о дате рождения: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова», однако он родился в 1530 году, а вот Великим Князем действительно стал на три года позже. В то же время летоисчисление «от Рождества Христова» было введено только Петром I в 1700 году. До этого летоисчисление вели на Руси «от сотворения мира». Следовательно, ответ Ивана Грозного должен был быть следующим: «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».

Инсигнии

Иван Васильевич Бунша, исполняя роль Ивана Грозного, использует инсигнии — символы власти — скипетр и державу. Известно, что при венчании на царство Ивана IV в 1547 году скипетра среди государственных регалий еще не было. Впервые скипетр как царская инсигния описан английскими послами в 1553 году: «Великий князь сидел на позолоченном сидении в царской короне на голове и с жезлом из золота и хрусталя в правой руке; другой рукой он опирался на ручку кресла». Считается, что появление этой регалии связано со взятием Казани в 1552 году.

Наличие скипетра среди инсигний привело к упоминанию с 1553 года в царских посланиях «рога инрога» (единорога). А когда царский титул Ивана Грозного признал Константинопольский патриарх — эмблема единорога с начала 1560-х годов появилась и на государственных печатях. Если, как мы установили ранее, время действия — это осень 1571 года, то скипетр у Ивана Грозного во время аудиенций вполне мог быть.

Что же касается державы, то её у Ивана IV точно не было. Скорее всего впервые она появилась во время венчания на царство Федора Иоанновича 31 мая 1584 года. Вот как церемонию описывает английский торговый агент Джером Горсей: «Затем царя свели с царского места. Его главный царский драгоценный венец был надет на голову, в правой руке был царский жезл из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенный богатыми камнями [...] державу нес перед царем князь Борис Федорович». А активно использоваться для демонстрации власти русских монархов держава стала лишь в XVII веке.

Печати и подписи

В фильме дьяк Феофан подаёт «царю» указ, который управдом подписывает, хотя данного события не могло произойти из-за традиции в Московской Руси ставить печать, а не подпись. Даже дипломатические договоры русские государи не подписывали, считая это для себя позорным. Исключением был только Лжедмитрий I, который и в Польше, и в Москве ставил свою подпись на отдельных грамотах, следуя европейской традиции.

Крестное знамение

Иван Грозный, оказавшись в лифте, крестится тремя перстами, в то время как в XVI веке на Руси крестились двумя. Совершение крестного знамения двуперстием было вытеснено троеперстием только после раскола Русской церкви в 1650-х годах.

Кемская волость

Во время аудиенции шведский посол требует (на немецком языке!) от Ивана Грозного небольшой городок Кемь, однако во время правления Ивана Грозного данный регион мало интересовал шведов, так как у них были другие приоритеты, например, русская армия у Риги и Ревеля, угрожающая их господству на Балтике. Вследствие чего шведский посол не стал бы так настойчиво требовать у русского царя провинциальную Кемь.

На Кемь в течение 1579-1580 годов нападали финны. Их набег был кровопролитным и опустошительным. Погиб воевода и многие стрельцы. Однако подоспевшая подмога воеводы Аничкова помогла разбить и прогнать финнов.

Так же недостоверна и фраза Ивана IV в фильме: «Я здесь, а у меня там шведы Кемь взяли!». В 1571 году шведы Кемь не брали, данное событие произошло позже. Кемскую волость шведы разорили в 1590 году.

Князья и ханы

В пьесе после шведского посла на прием к Ивану Грозному просится «татарский князь Едигей». Данный персонаж реален, однако он не мог приехать на аудиенцию к русскому царю по причине своей смерти ещё в 1419 году.А вот «шаливший» на Изюмском шляхе крымский хан Девлет Герай действительно существовал. Весной 1571 года он разорил предместья и сжег Москву, погубив десятки тысяч русских и уведя в плен более 150 тысяч.

После похода Девлет Герай потребовал передачи ему Казанского и Астраханского ханств. Иван Грозный готов был отдать только Астрахань. От таких условий мира хан отказался, считая, что может подчинить всё Русское государство. Поэтому в 1572 году он повторил набег, однако был разбит в битве при Молодях, недалеко от Москвы. В память об этом событии была создана песня «А не сильная туча затучилася…», исполняемая в фильме хором гусляров на пиру.

Брал или не брал

Фраза Ивана Грозного «Казань брал. Астрахань брал. Ревель брал. Шпака… не брал» также не до конца верна. В XVI веке Таллинн называли Ре́валем только датчане и немцы. Эстонцы и шведы использовали ойконим Линданисе — происходящий то ли от «соска груди Линды», мифической жены Калева, то ли от linnaase — «места, где селились».

На Руси же до XVIII века Таллинн чаще всего именовали Колывань, а название Ревель позаимствовали из немецкого в ходе Северной войны. В 1719 даже появилась Ревельская губерния. Но самое главное — Иван Грозный Ревель так и не взял, хотя неоднократно совершал походы и даже держал этот город в осаде во время Ливонской войны.

Одеяния

Художники по костюмам проделали прекрасную работу, наряжая «жителей XVI века», учитывая малое количество доступных и сохранившихся источников с описанием платья того времени. Возможно, в большей мере на них повлияли картины поздних эпох.

Существует один портрет Марфы Собакиной, но костюм на нем не схож с тем, что мы видим в фильме, поэтому можно сделать вывод, что платье её было вдохновлено полотнами, изображающими красавиц в русских костюмах (как, например, «Чарка мёду» Константина Маковского).

Стрелецкая форма в фильме восстановлена словно по иллюстрациям из учебника, но от этого не менее точно. Датируемые 1599 годом записи англичанина Вильяма Парри позволяют однозначно утверждать — в конце XVI века московские стрельцы имели единообразную униформу. Вот что он пишет: «...гвардию, которая была вся конная, числом 500 человек, одетых в красные кафтаны...».

Оценить форму опричников сложно: появляются они единожды и верхом на лошадях. Однако можно сказать, что и те будто сошли с иллюстраций — не хватает лишь собачьей головы и метлы.

Но все же есть небольшая деталь, которая отличает актеров от былых стрелков... Сложно поверить, что все в стрелецком войске были луноликими — без усов и бород. Подобная мода началась гораздо позже — с Петра I. В XVI веке мужчины обязательно носили усы и бороду, находясь на государственной службе.
IQ

28 мая