• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сплин «френда»

Депрессия в зеркале социальных сетей

ISTOCK

Большое количество друзей, подписок на интересные группы и статусов, а также активное потребление музыкального контента, как ни парадоксально, могут быть индикаторами депрессивного состояния пользователя социальной сети. Об этом говорят результаты исследования, опубликованные в журнале «Психология» НИУ ВШЭ.

Диагноз по профилю

Депрессия — одно из наиболее распространенных заболеваний в мире, часто приводящее к продолжительной нетрудоспособности. В Европе им страдают 9% мужчин и 17% женщин, что составляет около 33,4 млн человек. Национальные системы здравоохранения, по данным отчётов ВОЗ, не вполне успешны в работе с депрессией. Страдает, в том числе, и система профилактики.

Здесь на помощь психиатрам может прийти прогнозирование психологического состояния людей посредством анализа их профилей в социальных сетях. Благодаря ему можно выявить признаки психологического неблагополучия на ранних стадиях с минимумом затрат, считают авторы исследования. А система здравоохранения, в свою очередь, может получить доступ к группам населения, которые по разным причинам — нехватка средств и знаний, субъективные барьеры, стигматизация — не обращаются самостоятельно за психологической помощью.

Лекция Хэлен Фаррелл «Что такое депрессия»

Большинство исследований в этой области выполнено зарубежными учеными. Так, например, в 2013 году психологи изучили сообщения людей в Twitter, написанные за год перед официальным диагностированием у них клинической депрессии. Результаты показали, что многие испытуемые снижали активность в социальной сети, проявляли религиозную увлеченность, а их сообщения имели негативную тональность.

Другое исследование, сделанное на анализе профилей пользователей в Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией), продемонстрировало, что негативные эмоциональные выражения, используемые при обновлении статуса на протяжении 9-10 месяцев, связаны с низкой удовлетворенностью жизнью и субъективным неблагополучием.

Признаки депрессии можно выявлять и с помощью лингвистического анализа текстов. Так, например, в одной из научных работ установили, что в текстах пользователей с депрессией регулярно встречается лексика, связанная с самим заболеванием, названия медикаментов, упоминание специалистов в этой области и т.д. Другими маркерами депрессии могут быть характеристики фотографий — их цвет, яркость, наличие людей на фото, количество лайков, комментариев.

Депрессия «ВКонтакте»

Учёные из Психологического института Российской академии образования (РАО) и Российской академии наук (РАН) решили выяснить, какие информативные признаки могут способствовать выявлению депрессии у русскоязычных пользователей социальной сети «ВКонтакте». Для этого применили технологии машинного обучения: метод опорных векторов и алгоритм случайного леса. 

В эксперименте приняли участие 1268 добровольцев — пользователей «ВКонтакте» (886 женщин и 421 мужчина в возрасте от 16 до 79 лет). Все испытуемые заполнили опросник «Шкала депрессии Бека», на основании результатов которого их разделили на три группы с разным уровнем выраженности признаков депрессии (209 — с низким, 780 — со средним, 279 — с высоким уровнем). Информация из личных профилей (с разрешения владельцев) собиралась автоматически с помощью скрипта.

В результате анализа исследователи выделили последовательность наиболее информативных для предсказания депрессии признаков (в порядке убывания):

количество друзей,

количество «интересных страниц» и групп,

количество указанных вузов,

количество указанных школ,

число лайков на постах пользователей,

количество аудиозаписей,

количество подарков,

количество фото,

количество подписок,

количество указанных родственников.

Также выявлены наиболее значимые содержательные характеристики поведения пользователей социальной сети «ВКонтакте» относительно уровня признаков депрессии:

общая активность в социальной сети,

коммуникативная активность,

активность непосредственно в коммуникации.

Неочевидные признаки

Результаты показали, что в числе признаков депрессии пользователей социальной сети могут быть не вполне очевидные вещи. Так, например, выяснилось, что по большему количеству «интересных» страниц и пабликов, на которые подписан пользователь, можно предсказать его принадлежность к группе людей с выраженной депрессией. Исследователи объясняют это тем, что при снижении коммуникативной активности и активности в целом, может возрастать пассивное использование социальных сетей для потребления информации и сёрфинга. Это согласуется с зарубежными исследованиями, которые подтверждают, что именно среди депрессивных пользователей может быть нездоровое использование социальных медиа — навязчивый просмотр чужих страниц, видео и т.д.

Другой интересный момент, — большое количество друзей позволяет установить принадлежность человека к группе с тяжелым уровнем депрессии. Это, как отмечают авторы, самый информативный признак. Выводы других исследований относительно этого индикатора противоречивы. С одной стороны, при высоком уровне депрессии люди стараются избегать общения в социальных сетях. С другой, может происходить расширение социальной сети депрессивного человека за счет определенной категории «друзей» — бывших партнёров, незнакомых людей. «Можно предположить, что такое поведение является компенсацией общего снижения социальной активности, то есть копинг-стратегией пользователя с депрессией», — отмечают авторы.

Лекция Бэйли Парнелл «Вредят ли соцсети вашему психическому здоровью?» на TED

Количество лайков на каждый пост пользователя также может быть маркером депрессии. Чем их меньше, тем выше её вероятность. Низкий уровень лайков также может свидетельствовать о меньшей вовлеченности контактов в социальной сети пользователя в его жизнь и создаваемый им контент, говорится в исследовании.

Кроме того, большое количество статусов, записок, а также аудиозаписей — также в числе признаков, предсказывающих депрессию. Статусы не предполагают вовлеченность в прямую коммуникацию, они не отображаются в ленте новостей. А аудиозаписи относятся к сфере пассивного использования. Также, как предполагают исследователи, пользователи в депрессивном состоянии, могут чаще слушать музыку в целях эмоциональной регуляции.
IQ

 

Авторы исследования:
Наталья Кисельникова, заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии ФГБНУ ПИ РАО
Максим Станкевич, инженер-исследователь ФИЦ «Информатика и управление» РАН
Мария Данина, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФГБНУ ПИ РАО
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 22 июня, 2020 г.