• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Урбанистика и нейросети: о чем рассказала Вышка на Geek Picnic-2020

Главный российский фестиваль любителей науки и технологий Geek Picnic впервые прошел в онлайн формате. Лекции от экспертов, мастер-классы, конкурсы и общение с единомышленниками – все, за что мероприятие любят поклонники, вошло в программу. Вышка в очередной раз выступила контент-партнером фестиваля.

Еще до начала пандемии организаторы фестиваля обозначили тему этого года словом «Мультивселенная»: исследование других миров и параллельных реальностей. Вирус же заставил фестиваль перейти в другую, виртуальную, реальность,, так что тема оказалась как нельзя актуальной. И если приглашенные спикеры на тематических треках, как астрофизик Элизабет Таскер, много говорили о колонизации планет, то о том, почему люди вообще верят в параллельные реальности, рассказал доцент Школы философии Владислав Терехович.

Владислав Терехович, доцент Школы философии

Владислав Терехович, доцент Школы философии

В философии есть два взгляда на природу физических законов. Первый гласит, что законам подчинены все существующие миры. А второй – что законы не управляют мирами, а только описывают их; что физические законы – это удобная модель, которая упорядочивает наше восприятие.

Вышка представила собственную лекционную программу на виртуальном стенде. Выпускники международной программы НИУ ВШЭ «Прототипирование городов будущего» показали свои проекты, направленные на изменения городских практик. А заведующие лабораторий факультета компьютерных наук рассказали о обучении и применении нейросетей.

Мир внутри байта

Все, начиная от клетки в организме живого существа и заканчивая строительным блоком в Майнкафте, может состоять из ноликов и единиц. А чтобы нули и единицы могли существовать и принимать решения самостоятельно, необходимы специалисты, разбирающиеся в тонкостях обучения нейронных сетей. 

Специально для всех, интересующихся этим направлением, профессор-исследователь, заведующий лабораторией компании Самсунг, Дмитрий Ветров рассказал о виде функции потерь в глубинных нейронных сетях. Лектор разобрал некоторые интересные эффекты функции, а также рассказал про преимущества использования ансамблей нейросетей.

Дмитрий Ветров, профессор-исследователь ВШЭ

Дмитрий Ветров, профессор-исследователь ВШЭ

Полное исключение ошибок, наверное, невозможно. Но я думаю мы сможем довести надежность нейросетей, как минимум, до той надежности, что есть у современных технологий.

Лекция заведующей научно-учебной лабораторией биоинформатики Марии Попцовой раскрыла секреты взаимного существования генетики и IT. Лектор поделилась краткой историей развития биоинформатики. Слушатели стенда узнали, откуда взялись большие данные геномики, как искусственный интеллект соревнуется с биологическим и сколько гигабайт занимает геном человека.

Мария Попцова, заведующая НУЛ биоинформатики

Мария Попцова, заведующая НУЛ биоинформатики

Распечатать геном человека теперь гораздо дороже, чем его отсеквенировать. Полная печать генома человека умещается на 130 томов двусторонней печати по 43 тысячи символов.

Начав с себя, изменить город

Пабло Голдин, архитектор, куратор международной биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне 2019, представил свой проект по анализу рисков и возможностей внедрения технологий 5G. Этот новый стандарт мобильной связи должен расширить возможности доступа в Интернет через сети радиодоступа. Свое исследование Пабло проводил в районе Бирюлево Западное в Москве и селе Большая Тихая в Солонешенском районе Алтайского края. Для него он с коллегами создали телекоммуникационную компанию, которая позволила людям в этих районах инвестировать в автономную технологию мобильной связи 5 поколения, тем самым расширяя ее. Результаты эксперимента показали, что развитие независимого телеприсутсвия может способствовать децентрализации периферии и активизации сельской местности в социально-экономическом контексте. «В рамках цифровой экономики небольшие экономическим модели должны стать частью городского “обмена веществ”, – отметил Пабло Голдин. – Благодаря этому периферийные и сельские районы могут быть не привязаны к городской агломерации, и при этом вести эффективную деятельность».

Валерия Черекаева представила свой прототип мобильного приложения, нацеленного на улучшение городской среды для маломобильных граждан. Современные российские города – это наследие советских концепций застройки, которые игнорировали потребности людей с ограниченной мобильностью. В рамках исследования она собрала данные о существующих городских барьерах, и создала интерактивное приложение-карту, которая поможет людям с ограниченной мобильностью ориентироваться в городе. Как отметили гости виртуального стенда, такая карта будет полезна еще и велосипедистам, и родителям с колясками, а значит объединять людей в общей задаче улучшения городской среды.

Прототип Андреса Гомеcа может стать хитом среди городских жителей России, мечтающих вырастить сад на балконах (признаемся, таких много). Он решил объединить технологии сельского хозяйства и краудфандинга – и разработал автоматизированную систему для выращивания овощей и зелени в городских домах. Благодаря технологии многоквартирный дом может обеспечить своих жителей свежими продуктами высокого качества, а в рамках мегаполиса – предотвратить проблемы с поставками сельскохозяйственной продукции.

Мета-Вышка

Еще одной темой, о которой много говорили на фестивале, ожидаемо стали игры. Компьютерные и онлайн, они для многих стали важной частью жизни в изоляции. Олег Доброштан, директор по обучению и развитию в 101XP, преподаватель ВШБИ, рассказал о позитивных моментах, которые может дать здоровое увлечение играми. А ведущий эксперт Шухов Лаб Антон Артемчук совместно с командой Майнкрафт-Вышки пошли дальше и организовали трансляцию лекции Артема из стен игрового Атриума корпуса на Покровке. Эксперимент удался вдвойне: Артем на практике продемонстрировал одну из технологий, которые помогают соблюсти дистанцию в непростое коронавирусное время. Запись его выступления можно увидеть в официальном сообществе Geek Picnic ВКонтакте.

30 июня, 2020 г.