• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картотека: абсорбционная способность

Как и зачем фирмам поглощать знания

ISTOCK

Компании и экономики отдельных стран эффективно развиваются, если умеют получать информацию извне и грамотно ею распоряжаться. По-научному — обладают абсорбционной или поглощающей способностью. Что это и как работает, IQ рассказала ведущий научный сотрудник Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Анна Федюнина.

О чём речь?

Абсорбционная или поглощающая способность (англ. absorptive capacity) — это способность получать новую внешнюю информацию, усваивать её и использовать в своих коммерческих целях. В научный оборот понятие введено в 1990 году — в работе учёных из США Уэсли Коэна и Дэниэля Левинталя. Первоначально его применяли только по отношению к коммерческим фирмам. Однако затем оно стало использоваться шире, в том числе применительно к национальным экономикам — с точки зрения потенциала их инновационного роста и догоняющего развития.


Как измерить?

Однозначного ответа нет. Как правило, абсорбционную способность измеряют через расходы на научные разработки (research and development, R&D) или с помощью результатов патентной активности предприятий: чем больше фирма занимается наукой, тем большее количество информации она захватывает и переваривает в интересах своего развития. Но эти два способа не единственные. Навыки получать знания также можно оценить через человеческий капитал и климат внутри компаний. Например, присутствие в них определенных категорий работников (вроде публикующихся ученых) или способность сотрудников взаимодействовать друг с другом и предлагать руководству инновационные решения.


В чём преимущества компаний с высоким уровнем поглощающей способности?

Это более инновационно активные фирмы, которые, изучая среду, способны наращивать конкурентоспособность через совершенствование своих внутренних процессов (управление, производство, вывод новых товаров и услуг). А также через эффективный анализ конкурентов, поиск новых ниш, подстройку под изменения на рынке и посредством умения быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства, особенно в условиях нестабильности.


Можно ли по критерию поглощения знаний ранжировать отрасли?

По самой абсорбционной способности различные отрасли выстроить нельзя, а вот по её результату — инновационной активности — можно. Лидеры здесь — сектора с коротким циклом, где постоянно что-то меняется, а от идеи продукта до его выпуска проходит относительно мало времени — IT, фармацевтика, производство электроники, электрооборудования. Наименее меняющиеся отрасли — традиционные, с выпуском стандартной однородной продукции: металлургия, производство стройматериалов. И между ними — сегменты со средней степенью изменчивости, например, пищевая промышленность.


За счёт чего наращивают абсорбционную способность?

Внедрение нового зависит от уже накопленного уровня знаний. В этом смысле очень важны расходы на исследования, повышение квалификации, переобучение и рекрутинг кадров. Однако предприятие может понимать, что принесёт ему пользу, но если его технологическая база отстает, инновационной активности, которая следует за абсорбционной способностью, не будет. Поэтому нужно знать, что происходит в соседних областях, чтобы использовать комплиментарность отдельных технологий для создания ноу-хау.


Всем ли наращивание абсорбционной способности одинаково полезно?

Учиться полезно всем, но если посадить в десятый класс первоклассника, ни к чему хорошему это не приведет. При больших разрывах в технологических компетенциях способность обучаться исчезает. Компании, которые слишком отстают по технологическому уровню, могут оказаться неспособными оценить и усвоить появляющиеся новации.


Разница между компаниями понятна, а в чём она между странами?

Расклад приблизительно тот же. Есть развитые страны — технологические чемпионы, есть развивающиеся и переходные экономики. Отстающие пытаются догонять. Получается у всех по-разному. Самый яркий и динамичный пример — Китай, которому за короткий период удалось не только впитать большое количество компетенций в различных сферах, но и стать в отдельных направлениях лидером.


А что с Россией?

Российский опыт по абсорбции знаний далеко не передовой. Страны получают их посредством нескольких потоков, в том числе через приход иностранных инвесторов. Задача «принимающей» стороны — перенять зарубежный опыт. В России это удается далеко не всем. Проблема в изначально невысоком уровне компетенций. Иностранцы оказались нам полезны только в низко- и среднетехнологичных отраслях (деревообработка, пищевая промышленность, некоторые подотрасли химической промышленности — бытовая химия, лаки и краски). А вот многие сложные производства — автомобилестроение (за рамками промсборки и создания некоторых относительно простых компонентов), фармацевтика и электроника — в нашей стране не открылись, потому что поддерживать их мы не в состоянии.


Что об абсорбционной способности учёные ещё не знают?

В первую очередь, как правильно её измерять, и как в целом действует механизм перехода от догоняющего развития к инновационному. Уроки и успехи каждой компании или страны уникальны. Переносить готовые рецепты автоматически с одного места на другое нельзя, но их сбор, сравнение, обобщение и анализ, адаптация кейсов под конкретную среду — актуальные задачи для исследований на стыке экономики и менеджмента.

IQ

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 13 июля