Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Финансовый фронт

Финансовый фронт

После июня 1941 года советский бюджет перестал быть прежним. Вместе с мирной жизнью растаяли доходы, казна просела на миллиарды. Но война требовала денег, и их нашли. Каким образом — реконструировал профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ Олег Хлевнюк. О результатах его исследования — в материале IQ.

Директивно и без дефицита

Наши планы — не прогнозы и догадки, а директивы, которые обязательны для руководящих органов и определяют направление развития, — примерно так на партсъезде 1927 года говорил Иосиф Сталин. И так же в СССР жила экономика — по единым народохозяйственным планам, ежегодно утверждаемым в Кремле.

Для них требовалась централизованная финансовая система. В советской было три основных звена — три вида бюджетов — местные, республиканские и союзный. Каждый принимался на своём уровне, но в итоге все объединялись в главный финансовый документ — Государственный бюджет.

Он появлялся раз в год, а показатели его выполнения в официальных отчетах уходили в плюс. В одном из вузовских учебников 1940-х это объяснялось так: бюджет составляется по принципу полного покрытия расходов доходами, а доходы растут, поскольку растёт то, что их обеспечивает — рентабельность предприятий, объемы производства, производительность труда и благосостояние народа.

С былью такая сказка часто расходилась, но отчётные данные сводились, и бюджет считался «исключительно устойчивым и бездефицитным». По итогам 1940 года доходов в нем было на 5,9 млрд рублей больше, чем расходов, а в первом полугодии 1941-го — уже на 9,6 миллиардов. Дальше началась война и всё изменилось.

Историк Олег Хлевнюк изучил, как происходила милитаризация казны и финансировалась война, проанализировав архивные документы, в том числе ранее не попадавшие в поле зрения исследователей — из фондов Совета министров и Политбюро СССР.

Пробелы в финансах

Вооруженные силы забирали существенную часть госбюджета и в мирное время. В 1938 году — 18,7%, в 1940 — 32,6%, на 1941-й планировалось 32,9%. Расходы шли на содержание двух ведомств: Наркомата обороны (НКО) и Наркомата военно-морского флота (НКВМФ).

После июня 1941-го бюджет экстренно пересмотрели. По итогам года ведомствам добавили свыше 12 млрд рублей, и доля трат «на оборону» превысила 40%. В среднем за весь период войны цифра достигла почти 51% (582,4 млрд рублей). В литературе её считают показателем военных расходов в целом, однако это неправильно.

Помимо НКО и НКВМФ были расходы на госпитали, военные пенсии и пособия. Подсчитав их в 1945-м, Госплан выдал 60,1%. Но за бортом осталось финансирование войск НКВД, военной промышленности и строительства.

С учетом всего Олег Хлевнюк говорит о 71,4% или 642 млрд рублей. Впрочем, он предупреждает, что цифры ориентировочные: полных данных за каждый год войны пока не обнаружено.

Реальность против идеала

Колоссальное перераспределение финансов меняло подходы к бюджету. Устойчивым и профицитным он быть перестал, хотя те, кто его принимал, поняли это не сразу. Сначала надеялись на резервы и не желали расставаться с идеалом. «Несмотря на обострение ситуации, руководство страны (скорее всего, Сталин) до последнего момента отказывалось санкционировать дефицитный бюджет», — объясняет исследователь.

Однако ни резервы, ни верность идее ситуацию не спасли. Деньги массово уходили на фронт, а достать дополнительные инструментами из прежней жизни не получалось. Доходы бюджета, принятого до начала войны, почти на 90% состояли из «поступлений от социалистического хозяйства»: как правило — сборы и налоги с госпредприятий (с оборота, прибыли и проч.) и на 10% — из средств населения: налоги и добровольные взносы (подписка на государственные займы).

С середины 1941-го все стало резко сокращаться. Например, один из главных налогов — налог с оборота, которым в основном облагались товары народного потребления.

Оборот держался на спросе потребителей и предложениях производителей. В военной обстановке первым было не до покупок, вторые тоже выживали с трудом: финансирование сельского хозяйства, легкой, текстильной и пищевой промышленности урезали в пользу армии.

В результате доля налога в бюджетных доходах к концу 1941-го уменьшилась почти в 1,5 раза: с 73,3% до 49,6%. А бюджет, терявший и по другим статьям, стал дефицитным на 24 млрд рублей во втором полугодии 1941-го, почти 18 млрд — в 1942 году, 5,6 млрд — в 1943-м.

Найти доходы

Выход искали три ведомства: Наркомат финансов, Госплан и Государственный банк СССР. Самый простой способ — эмиссия. В июле–декабре 1941 в обращение выпустили 14,3 млрд рублей, в следующие четыре года в общей сложности ещё 41,4 миллиарда.

Однако печатать деньги чревато инфляцией. Придумать требовалось то, чего пока не было — новые источники доходов. Ведомства спорили. Наркомфин стоял за расширение коммерческой торговли, Госплан в эффективность такого маневра не верил, а вместо лоббируемого финансистами повышения цен предлагал режим жесткой экономии и привлечение средств через займы и лотереи. В итоге победил компромисс. Дополнительные доходы нашлись и немалые.

За весь период войны сборы от «чрезвычайных мобилизационных мер» дали госбюджету около 51% всех доходов: 433 млрд рублей — на 14 млрд больше, чем традиционные довоенные источники.

В списке нововведений были поступления от импорта (в частности продажа товаров, полученных по ленд-лизу), изъятие неиспользованных ресурсов организаций, возмещение расходов иностранными государствами, передача ими советской валюты. Но главным стало другое.

Свыше 70% всех новых доходов обеспечили две статьи — платежи населения и рост цен и тарифов — 163 и 147 млрд рублей соответственно. Это вернуло казне профицит, но отразилось на населении, которое и в этом случае жертвовало всем во имя победы.

Источники дополнительных мобилизационных доходов госбюджета СССР (II полугодие 1941 – I полугодие 1945, млрд руб.)
JavaScript chart by amCharts 3.21.15163146833011Платежи населенияПовышение цен и тарифовИмпорт (разница противдовоенного уровня таможенных доходов)Изъятие неиспользованных ресурсоворганизацийВозмещение военных расходов иностранными государствами, репарации,безвозмездные поступления советской валюты от иностранных государств050100150200JS chart by amCharts

Народные миллиарды

Свыше половины из 163 миллиардов дали налоги. В дополнение к старым вводились новые: граждане старше 18 лет начали платить ежегодный военный налог, появился ежемесячный налог на холостяков, одиноких и бездетныхсборы с владельцев скота, транспортных средств и др.

Больше чем каждый пятый рубль принесли принудительные и добровольные взносы по военным займам. Примерно каждый шестой — пожертвования в фонд обороны и фонд Красной Армии. Каждый шестнадцатый — изъятие компенсаций за неиспользованные отпуска. Одновременно ограничивалась выдача вкладов из сберкасс.

Платежи населения как источник дополнительных доходов госбюджета СССР (II полугодие 1941 – I полугодие 1945, млрд руб.) *
Бюджет ВОВ-2-Платежи населения
JavaScript chart by amCharts 3.21.1586352810НалогиВзносы по военным займамВзносы в фонд обороны,фонд Красной армии,по денежно-вещевым лотереямИзъятие компенсацииза неиспользованные отпуска020406080100JS chart by amCharts

* Итого 159 млрд рублей. Ещё 4 млрд из 163 млрд рублей платежей населения Госплан не идентифицировал.

За все годы войны платежи населения составили 19% общих доходов бюджета. Чуть меньше принёс рост цен — 17%. В государственной торговле цены увеличились вдвое, а то и больше. В коммерческой рост был ещё выше. А на городских рынках — самым быстрым. В 1942 году по сравнению с 1940 цены там выросли в 7,5 раз, в 1943 — в 13 раз, а в 1944 — в 10 раз.

Неожиданный рост

Повышение цен затронуло не все товары, в госторговле основная их часть распространялась по карточкам и фиксированной стоимости. Вместе с увеличением налогов и изъятием доходов такой подход сдерживал инфляцию. Для финансовой политики это шло в плюс, а для уровня жизни населения — в минус. Дефицит бюджета постепенно сжимался. Однако «минус» не мог растягиваться до бесконечности.

Из записки руководства Наркомфина Сталину 7 сентября 1943 года: «Дальнейшее повышение налогов нецелесообразно в связи с тем, что бюджеты рабочих и служащих в достаточной степени напряжены, а налоги с сельского населения были недавно увеличены. Сокращать расходы на народ­ное хозяйство и культуру также нецелесообразно, так как эти расходы за пери­од войны... были резко снижены».

Бюджет 1944 года составляли с учётом опасений, заложив от 17 млрд рублей дефицита, но реальность оказалась лучше. Впервые с начала войны доходы превзошли расходы.

Профицит / дефицит государственного бюджета СССР (1940–1945 годы, млрд руб.)
JavaScript chart by amCharts 3.21.155,99,6-24,1-17,8-5,64,73,419401941(1-е полугодие)1941(2-е полугодие)1942194319441945-30-25-20-15-10-5051015JS chart by amCharts

Успех обеспечили расширение коммерческой торговли, таможенные сборы (в первую очередь от продажи товаров, полученных в качестве западной помощи) и главное — налоги, включая налог с оборота. Оборот «раскрутился» в том числе за счёт наращивания производства водки: 11 млрд дополнительных доходов и около 11% всех поступлений налога с оборота.

«Последняя жертва»

На 1945-й в бюджет заложили равные доходы и расходы. «Наркомфин, Госплан и правительство предпочли расчеты на худшее, — рассказывает Олег Хлевнюк. — Год действительно оказался сложным в финансовом отно­шении. Победа в войне для бюджета предполагала не только облегчение, но и дополнительные нагрузки. Затрат требовали демобилизация огромной армии, конверсия промышленности».

Траты на военные нужды немного сократились, но одновременно уменьшились поступления из «мобилизационных» источников — отчисления в фонд обороны, от займов и лотерей. На повестке дня стоял вопрос возвращения к традиционным инструментам.

 

Бюджет 1945 года свели с профицитом 3,4 млрд рублей. В тоже время на руках у граждан скопилось 35 миллиардов — почти половина (47%) общей суммы денег в обращении. Для нормализации обращения излишки требовалось изъять.

«Большую часть жертв государство берёт на себя. Но надо, чтобы часть жертв приняло на себя и население, тем более, что это будет последняя жертва», — пообещало правительство 14 декабря 1947-го, объявляя о денежной реформе. Старые деньги государство приказало обменять на новые в соотношении 10 рублей к одному. После обмена объём наличных у населения резко сократился — до 4 миллиардов рублей.

Война закончилась, но переход финансовой политики в мирное русло всё так же возлагал дополнительную нагрузку на население ради оздоровления бюджетной системы страны. Главным ресурсом для государства оставался его народ. Так что ныне знаменитый слоган «люди — это новая нефть», был актуален уже в военную и послевоенную эпоху.
IQ
 

Автор исследования:
Олег Хлевнюк, профессор Школы исторических наук, главный научный сотрудник Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий
Автор текста:Салтанова Светлана Васильевна,11 августа, 2020 г.