• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Осторожно открывая двери

Как выход из карантина изменит работу российских музеев

Проект музейного городка / Wikimedia Commons

Лаборатория экономики культуры Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ ещё в 2019 году начала изучать образовательные онлайн-активности российских и зарубежных музеев. Наступившая вскоре пандемия показала, как развитие новых направлений сказалось на музеях и помогло им удержаться на плаву в эти непростые времена. Но как музеи изменят форматы своей работы в период выхода из карантинов? На этот вопрос на основании своего нового исследования отвечают Валерий Гордин и Ирина Сизова.



Валерий Гордин,
доктор экономических наук, профессор,
заведующий Лабораторией
экономики культуры НИУ ВШЭ,
Санкт-Петербург





Ирина Сизова,
кандидат исторических наук,
научный сотрудник
Лаборатории экономики культуры НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург

Российские музеи провели в режиме карантина от двух до четырёх месяцев и в настоящее время постепенно открываются для посетителей. Период вынужденных ограничений принёс музеям как потери, так и приобретения. К потерям прежде всего можно отнести резкое снижение поступлений от продажи билетов, которая для большинства музеев составляет значительную часть доходной базы. Также музеи не смогли за эти месяцы принять участие во многих запланированных культурных событиях — фестивалях, праздниках, днях культуры. Что же касается приобретений, то к ним следует отнести резкое расширение музейной онлайн-аудитории. 

В текущих условиях перед музеями встала проблема преодоления негативных последствий карантина с учётом необходимости сохранения эпидемиологических ограничений и закрепления накопленных достижений. Наша лаборатория изучила и обобщила все возможные форматы работы музеев в период выхода из карантина. Новое исследование охватило 230 российских музеев всех типов и различных организационно-правовых форм в восьми федеральных округах РФ.

Новая реальность

Мы попросили музеи оценить свою готовность применить в работе различные форматы взаимодействия с посетителями. Подавляющее большинство музеев (67,8% из выборки) сохраняет приверженность традиционному, широко применяемому формату экскурсионных программ. Однако опрос проводился до выхода рекомендаций Роспотребнадзора, ограничивших численность экскурсионной группы пятью посетителями. Поэтому сейчас такие музеи столкнутся с существенными экономическими проблемами при проведении стандартных экскурсионных программ. Повышать их стоимость пропорционально уменьшению числа посетителей невозможно, так как билеты в музеи должны оставаться доступными широким слоям населения.

В таких условиях частичным выходом из сложной для музеев ситуации может стать организация тематических экскурсий по определенным залам и разделам экспозиции, поскольку это не предполагает фиксированных цен на билеты. Данный формат работы считают для себя приемлемым 44,9% из числа музеев, попавших в выборку. Ещё одним форматом, который музеи считают подходящим для себя в период выхода из карантина, являются образовательные экскурсии и лекции. Но, хотя его назвали 69,6% музеев, среди них наблюдается значительная дифференциация.

Если среди музеев большой площади такой формат считают приемлемым 62,8% музеев, то среди малых и средних — лишь 50,0% и 46,0% соответственно. Их сотрудники опасаются, что при работе со школьными группами будет трудно соблюсти требования социального дистанцирования. Поэтому наибольший скепсис по отношению к этому формату проявили самые маленькие музеи (персонал до 30 человек). Почти треть из них (31,4%) посчитали его совсем неприемлемым для своих учреждений.

Влияние пространства

Позитивным следствием посткарантинных ограничений можно считать высказанное музеями лояльное отношение к инновационным способам работы с посетителями, особенно в малых форматах. Однако и тут большую роль играют имеющиеся в их распоряжении пространства. Так, на готовность к проведению воркшопов и мастер-классов решающее влияние оказала вместимость лекционного зала музея. Чем он больше, тем охотнее музей готов проводить такие мероприятия: 52,9% всех музеев, в том числе, 61,1% музеев с вместимостью актового зала от 30 до 100 человек, но лишь 40,0% с вместимостью до 30 зрителей. А вот на желание проводить квесты и игры влияет экспозиционная площадь музея и количество постоянных сотрудников. Устраивать такие развлечения согласны 43,1% музеев. Но при этом среди музеев с площадью свыше 500 м2 и численностью сотрудников свыше 250 человек доля посчитавших данный формат подходящим для себя составила около 55%.

Можно предположить, что в дальнейшем подобные формы работы с посетителями получат большое распространение в музеях, поскольку они тесно переплетаются с их онлайн-активностью, созданием коммьюнити и производством контента для социальных сетей, использованием музеями собственных мобильных приложений. Кроме того, воркшопы и мастер-классы могут стать определенной альтернативой при невозможности проведения образовательных экскурсий.

Камерные мероприятия

Отдельную группу форматов работы с посетителями составили малоформатные события: показ фильмов, встречи с деятелями искусства и науки, мини-концерты и театральные представления. Дело в том, что хотя массовые мероприятия в музеях попали под запрет Роспотребнадзора, подобные события, по-видимому, не относятся к их числу. Так, в Рекомендациях Роспотребнадзора об открытии кинотеатров не оговаривается максимально допустимая единовременная численность зрителей в зале. Исходя из этого, можно предположить, что музеи могли бы сделать ставку именно на камерные мероприятия. 

Решающим фактором, влияющим на готовность музеев их внедрять, является вместимость актового зала. Так, демонстрировать фильмы до или после экскурсии готовы 53,3% музеев с вместимостью актового зала более 100 человек, но лишь 38,2% — с вместимостью до 30 зрителей. Заметим в скобках, что наибольшую сдержанность по отношению к данному формату проявили петербургские музеи (37,9% готовы устраивать кинопоказы по сравнению с 58,3% московских и 48,0% региональных музеев).

Аналогичная картина наблюдается и относительно проведения мини-концертов и театрализованных представлений. Их готовы устраивать 63,3% музеев с актовым залом на более чем 100 посадочных мест и 38,2%, имеющих зал менее, чем на 30 мест.

Сеансы строго по времени

В то же время в ходе исследования было установлено, что ряд форматов работы с посетителями не поддерживается подавляющим большинством музеев. Например, доступ к посещению выставочных залов вне установленных часов работы (неприемлем для 51,8% из всех опрошенных музеев). Особенно твердо выступили против такого предложения музеи с малой численностью сотрудников. Среди них доля «отказников» составила 66,7%, что можно объяснить кадровыми проблемами, с которыми они могут столкнуться при продлении часов работы музея. Напротив, крупные музеи весьма лояльно отнеслись к данному формату, и значительная часть из них (около 40%) указала на готовность внедрять его в ближайшее время.

Одним из основных выявленных трендов оказалось желание музеев перейти к ограничению количества билетов, продаваемых на определенный день и час и, таким образом, по существу перейти на сеансный характер посещения. Особенно активно поддержали эту идею крупные московские и петербургские музеи федерального подчинения (50,0% и 41,4% соответственно).

Можно предположить, что в ближайшем будущем в случае пролонгации посткарантинных ограничений и активизации в этой связи внутреннего туризма региональные музеи также начнут внедрять данный подход. Что касается более отдаленной перспективы, то представляется, что сеансный регламент посещения музея будет эффективным инструментом предотвращения негативных последствий избыточных потоков посетителей, прежде всего, туристов, от которого в недавнем прошлом страдали крупнейшие музеи.

Что делать дальше?

Лаборатория экономики культуры Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ на основе проведенных исследований сформулировала для музеев ряд рекомендаций. Среди них:

  1. необходимо разработать гибкую ценовую политику, которая позволит хотя бы частично компенсировать потери от карантинных мероприятий;
  2. меры рестриктивного (ограничительного) характера должны сопровождаться активной маркетинговой кампанией музеев, в рамках которой необходимо разъяснить посетителям музеев и обществу в целом вынужденный характер уменьшения возможности свободного, относительно недорогого и нелимитированного по времени и форматам посещения музеев;
  3. требуется развернуть новую систему фандрайзинга, направленную на помощь музеям, как со стороны корпоративных спонсоров, так и индивидуальных дарителей. При этом собранные средства могут предназначаться как в целом на поддержку музея, так и на отдельные форматы работы с посетителями;
  4. поскольку большинство музеев во время карантина резко активизировали свои онлайн-активности и увеличили число посетителей своих сайтов, подписчиков пабликов и страниц в социальных сетях, то теперь необходимо добиться конвертации онлайн-взаимодействия в долгосрочное сотрудничество, прежде всего, местных жителей с музеем. Перспективной в этой связи представляются комбинированные абонементы, включающие онлайн- и офлайн-форматы. 
  5. необходимо произвести техническую реорганизацию и расширить возможности использования посетителями собственных мобильных гаджетов (смартфонов, планшетов и проч.) вместо аудиогидов, тачпадов и наушников, выдававшихся ранее в музеях (это облегчит соблюдение гигиенических норм). Данная реорганизация может быть осуществлена в короткие сроки без существенных затрат при наличии уже готовых аудиогидов, которые можно разместить на сайте музея или в отдельном репозитории, ссылка на который будет доступна при входе в выставочное пространство (а, например, использование одноразовых QR-кодов позволит ограничить вход в данный раздел для внешних пользователей, не являющихся посетителями музея). Важно подчеркнуть, что данная реорганизация будет иметь важное значение и в долгосрочной перспективе за пределами посткарантинного периода.

Данное исследование и сделанные на его основе рекомендации помогут музеям более успешно преодолеть трудности посткарантинного периода и закрепить в последующей деятельности наиболее интересные форматы работы с посетителями.
IQ