• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чёрная пятница для вашего кошелька

Чем плохо, когда снижают цены?

ISTOCK

Торговцы зазывают скидками на свои товары и услуги. Что делать: покупать по сниженной цене или сперва подумать и сравнить альтернативы? Во втором выпуске рубрики «Экономист на диване» на IQ.HSE доцент факультета экономических наук и старший научный сотрудник Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Генрих Пеникас объясняет, почему приобретать дешёвые товары и услуги не лучший выбор, и как демпингующие продавцы убивают рынок.



Генрих Пеникас,
доцент факультета экономических наук,
старший научный сотрудник
Международной научно-учебной лаборатории
анализа и выбора решений НИУ ВШЭ


Вы часто торгуетесь? Ну, хотя бы раз точно было? Ведь приятно, когда для вас снижают цену, не так ли? … а вы об этом никогда потом не жалели? Если было, то знаете, почему?

Всё очень просто!

Дело в том, что цена — это в первую очередь сигнал качества. Низкая цена — низкое качество. Высокая цена — высокое. Вы, конечно, вспомните, что не раз говорили: «Этот товар не стоит своей цены». Действительно, качество может расти медленнее, чем цены. Тем не менее, надеюсь, никто не станет отрицать, что Mercedes S-класса или Ferrari, как в нашем прошлом сюжете, намного качественнее большинства автомобилей! Правда, согласен, что качество не обязательно во столько же раз выше, как и их цена.

Так что, когда вы просите снизить цену, то продавец хорошего товара может не захотеть его вам продавать. Он же хочет что-то заработать. А вот продавец с плохим товаром с радостью его продаст. Ведь его товару — условно — грош цена. Значит, прибыль для него в любом случае огромна.

Вы же, со своей стороны, потом осознаете, что дешево купили плохую вещь или услугу. Купите ли вы её ещё раз у того же торговца или за столь же низкую цену? Не думаю. Наверное, вы призадумаетесь. Подождёте... 

Но что это будет значить для рынка? А его просто не станет! По низкой цене хороший товар не продадут, а плохой товар по низкой цене не купят.

Так что если для вас охотно снижают цену, остановитесь! Подумайте. Возможно, вам пытаются втюхать товар с отнюдь не самым желанным качеством! Кстати, за обнаружение этого явления дали Нобелевскую премию по экономике в 2001 году. Её получил Джордж Акерлоф. Подробнее о сути его исследований можно прочитать на сайте Нобелевского комитета.
IQ

Автор текста: Пеникас Генрих Иозович, 24 ноября, 2020 г.