• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги eSTARS: держать на дистанте

Социологи о проблемах перехода на онлайн-образование в России и мире

© Высшая школа экономики

Стрессы, перегруженность, ухудшение здоровья, негатив от десоциализации или комфорт, свобода, самостоятельность выбора — в дистанционном образовании сегодня есть всё. Плюсов больше, но и минусов пока хватает. О тех и других учёные поговорили на секции «Социология онлайн-обучения» международной конференции eSTARS в НИУ ВШЭ.

Жизнь до и после

В среднем ежедневно на учёбу студент тратит 8,5 часов, из них 4 — на выполнение домашних заданий. Добавим сюда 8 часов на сон. Остается 7,5 свободного времени. И всё это — в условиях дистанта. При традиционном подходе столько времени на досуг у учащихся никогда не было.

Так учёные из Нижегородского госуниверситета (ННГУ) «монетизировали» экономию времени, которую дал нынешний вынужденный переход в онлайн. Подсчитали на основе опросов студентов двух подразделений — Института филологии и журналистики и Института экономики и предпринимательства. Результаты исследования на площадке eSTARS представили сотрудники ННГУ Илья Кузьмин и Елена Ливанова.

Появившийся запас времени как позитивную черту отметили более 74% опрошенных. Каждый четвертый (почти 26%) оценил комфорт «удалёнки», понимая под ним, например, наличие под рукой компьютера, холодильника, зарядного устройства. Каждый пятый — безопасность в плане здоровья. Важными оказались экономия денег, удобство работы на своей технике без необходимости подстраиваться под университетские программы.

Мнение студентов об эффективности и целесообразности дистанционных технологий изучалось до пандемии и с её наступлением. «До» оценка была скорее неосознанной. Большинство ратовало за применение технологий в «смешанном обучении» (традиционное плюс электронное), говорилось, что они повышают мотивацию к учёбе, хотя на интерес к ней не влияют.

«В период осадного дистанционного сидения кардинально ничего не изменилось. Вопросы, связанные с офлайн и онлайн, стали разбирать более детально, эйфория, у кого была, прошла, в том числе вокруг внедрения в учебный процесс массовых открытых онлайн-курсов», — говорит доцент кафедры славянской филологии и культуры Института филологии и журналистики ННГУ Илья Кузьмин.

Теперь, уверен он, «учебный процесс спасают телеконференции и электронные курсы, построенные в соответствии с жёсткой академической моделью, которая согласуется с рабочими программами дисциплин конкретных направлений подготовки».

Ложка негатива

Вынужденно быстрый разворот от традиций увеличил объём работы, время на выполнение домашних заданий. Повысилась утомляемость, после долгого сидения за компьютером хуже воспринимается материал.

Причины таких оценок со стороны студентов, по словам доцента кафедры мировой экономики и таможенного дела Института экономики и предпринимательства ННГУ Елены Ливановой, преимущественно объективные — качество интернет-связи, недостаточный уровень технической оснащенности и подготовки, отсутствие личного контакта и быстрой связи с преподавателями.

Ассортимент программ и каналов общения (переписки, получения заданий) сегодня таков, что их сложно удерживать в голове. Есть Zoom, университетские порталы, e-mail, электронные курсы, и во всём этом учащиеся и педагоги уже начинают теряться.

Факторами стресса для преподавателей стали нагрузка, проблемы с обратной связью от учащихся, отсутствие методик преподавания и новизна «цифровой» работы, отмечают представители НИУ ВШЭ — доцент факультета гуманитарных наук Денис Зубалов и студенты магистратуры «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Арина Барасий и Дарья Васильева.

Выводы они сделали по ответам на 287 анкет и 20-ти интервью со студентами и преподавателями 85 вузов из разных стран: России, Германии, Кипра, Казахстана, Грузии, Канады, Испании, Италии, США и др.

В целом для всех участников процесса выявилось пять проблем. Кроме технических, организационных и компетентностных, возникли психологические (как следствие ограничения социальных контактов и недостатка общения) и физические (от сидячего образа жизни и постоянного пребывания перед монитором: боли в спине, головные боли, ухудшение зрения).

Национальный колорит

«Работа ещё не закончена. Мы хотели увидеть то, что происходит на начальной фазе быстрого перевода в онлайн», — комментирует Денис Зубалов. Поэтому пока, несмотря на международный охват исследования, не вглядывались в нюансы, связанные с разницей систем образования и уровня готовности стран к новшествам.

Между тем готовность неодинаковая. Особенно вопрос актуален для развивающихся государств и тех, где сильное классическое образование.

«У нас не так много интерактивного формата, традиционно мы даём лекции и ожидаем, что студенты повторяют то, что им говорят преподаватели» — рассказывает об особенностях образования в Боснии и Герцеговине Дзенана Рустемпашич из Школы экономики и бизнеса Университета Сараево.

В этой стране COVID-19 заставил перевести всех студентов в онлайн, и консервативная система к резкому повороту сразу не адаптировалась. У преподавателей остаются пробелы в нужных знаниях, они не готовы к тому, что будут получать вопросы непосредственно на лекции, а многие учащиеся в начале пандемии онлайн-уроки не посещали, поскольку не имели регулярного доступа к компьютеру.

«Мы страна коллективной культуры, пребывание в социальной среде, общение для нас очень важны. Поэтому в образовании актуально физическое присутствие в классе, учёба рядом с другими», — обращает внимание на национальные черты Пакистана преподавательница кафедры психологии Университета Синда (Джамшоро) Фозия Аамир Сиддики.

Поэтому когда 27 марта Пакистан объявил о закрытии всех учебных заведений из-за коронавируса, помимо технических проблем, здесь ожидаемо возникли психологические. Местное студенчество оказалось негативно настроено.

Исследование в Университет Синда показало, что трудности с подключением к интернету, наличием телефонов, перебоями в электричестве отступили на второй план. Большинство опрошенных (43 человека из 50) жаловались на отсутствие социализации и плохо переносили «разлуку» с коллегами.

Проверка самостоятельности

Взгляд с точки зрения психологии на российских студентов выявил проблемы с дисциплиной, самоорганизацией и тем, что называют субъектностью, то есть с активностью в достижении образовательных целей, независимостью выбора, вовлеченностью в учёбу.

Дистанционное обучение обнаружило реальный уровень субъектности, и он невысок, утверждают сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Ксения Вилкова и Ульяна Захарова по итогам интервью с 27 преподавателями из 12 ведущих российских университетов.

Однако ситуация меняется. Онлайн учит студентов самостоятельности, а их наставников — готовности и способности создавать условия для её проявления.

Снижается роль преподавателей-ретрансляторов — тех, кто занимает основную часть учебного времени. Педагоги стали внедрять новые форматы, способствующие росту субъектности своих подопечных. А позиция преподавателей, не склонных к экспериментам, может привести к обратному: студент либо возьмет себя в руки, будет делать больше, чем ему предлагают, либо потеряет интерес к предмету, или же в нынешний непростой период его «просто захлестнёт жизнь».

Выводы на паузе

Исследование Ульяны Захаровой и Ксении Вилковой качественное (основано на интервью), то есть требует относительно небольшой выборки. Количественных по этой теме на российском материале, вероятно, пока нет. Хотя сама практика онлайн-образования изучается активно и разными методами. Особенно в университетах с относительно богатым опытом дистанта и информационной базой для мониторинга.

Как, например, в ННГУ — там электронное обучение активно внедряется с 2013 года. Или в НИУ ВШЭ, где в учебные планы студентов ещё до пандемии онлайн-курсы включались обязательно — в виде МООК или как часть «смешанного обучения» с лекциями в онлайн, а семинарами в офлайн.

В 2018–2019 учебном году почти 17 тысяч студентов Вышки осваивали 443 массовых открытых онлайн-курса, приводит данные доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Людмила Егорова. На конференции eSTARS она озвучила итоги анализа отношения студентов Высшей школы экономики к удаленному образованию.

Совместная работа с выпускницей факультета компьютерных наук ВШЭ Викторией Тороп на масштабной выборке за 2017–2019 годы (около 5,5 и 6,5 тыс. человек, опрошенных Центром внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ) показала степень готовности студентов поддержать движение университета к новым технологиям.

Тогда (в 2019 году) каждый пятый предпочёл бы учебный курс в форме «смешанного обучения», а идею полного перевода лекций в онлайн в той или иной мере приветствовали более 40% (2018 год).

Теперь интересно, что покажут следующие опросы. Впрочем, по мнению Людмилы Егоровой, разброс мнений в любом случае останется: во всех вузах ещё есть объективные проблемы с дистантом, не говоря об умении студентов самостоятельно трудиться и формировать своё расписание.
IQ

 

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 7 декабря, 2020 г.