• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги eSTARS: оцифровывая историков

Что мешает использованию информационных технологий в гуманитарных науках

© Анна Андреева

Долгое время считалось, что гуманитарные науки далеки от компьютерных технологий. Однако сейчас это мнение радикально изменилось. Мир стремительно переходит на дистанционное образование, а цифровые компетенции часто становятся необходимым условием решения научных задач даже в истории и классической филологии. Какие проблемы есть в этой области — обсудили участники секции «Digital Humanities» на конференции eSTARS, организованной НИУ ВШЭ в партнерстве с глобальной платформой Coursera.

Зум-меланхолия или сопротивление «цифре»

Использование компьютерных технологий, больших данных — давно уже не новация в гуманитарном научном поле. Но сейчас Digital Humanities набирают особую популярность. 

Digital Humanities (цифровые гуманитарные науки) — специальная область исследований и образования, находящаяся на стыке гуманитарных и компьютерных наук.

В ходе секции, посвященной Digital Humanities, большое внимание было уделено особенностям цифровизации исторической науки. В ней традиционно выделяют такие, направления, связанные с новыми технологиями, как цифровая история и историческая информатика. Они развиваются уже несколько десятилетий. Тем не менее, история — та научная гуманитарная сфера, в которой существует множество сложностей во внедрении и использовании цифровых технологий.

Цифровая история — раздел цифровых гуманитарных наук, изучающий использование компьютерных технологий и цифровых медиа для исторического анализа, исследований и визуализации данных.

С одной стороны, применение компьютерных программ, вычислительных методов открывает большие возможности для исторической науки и образования. С другой — такие возможности пока не могут широко использоваться в силу неготовности самого исторического сообщества. И это можно сравнить с текущей ситуацией вынужденного перехода образования в онлайн. 

До пандемии в целом было понятно, что теоретически учиться и учить можно дистанционно. Но что происходит на практике — особенно в регионах: преподаватели часто технически и психологически не готовы к дистанционному обучению, а студентам не хватает живого контакта. Всё это сказывается на вовлеченности в учебный процесс и его восприятии.

«Сейчас мы снова вернулись в Москве и в Петербурге полностью на дистанционный формат удалённого образования. Все семинары по общему курсу философии, которые я веду, проходят вечером, когда в Петербурге становится совсем темно и практически опускается мрак ... <...> И вот недавно — спустя уже десять или даже больше семинаров — студенты обратили внимание, что общая тональность нашей дискуссии принимает определенный оттенок лёгкой меланхолии», — рассказал выступавший на секции исследователь новых медиа, автор онлайн-курса по теории коммуникации, преподаватель философии Николай Токарев.

Если говорить о цифровых технологиях в исторической науке, то здесь царит не меланхолия, а скорее негативизм — историческое сообщество пока ещё сопротивляется всему математическому, цифровому, несмотря на то, что компьютерные технологии кардинально меняют гуманитарные науки. «Примеры серьёзных исследований в истории с применением математики и компьютеров можно видеть, начиная с 1960-х годов — и в нашей стране, и за рубежом. Тем не менее, могу с полной ответственностью сказать, что до сих пор, в 2020 году, количественные математические методы в истории — это нечто отдельное, узкое — то, что не стало чем-то базовым для исторического образования», — рассказала декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ в Перми, академический руководитель образовательной программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» Динара Гагарина.

Она презентовала доклад «Цифра в высшем историческом образовании: от цифровой грамотности до профильных программ», подготовленный совместно с профессором, заведующим кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ в Перми Сергеем Корниенко

«Делать телефонную книгу с историками бесполезно»

Чтобы в исторических исследованиях в полной мере использовались современные технологии, необходимо совершенствовать образовательный процесс. Сегодня он похоже не вполне успевает за темпами цифрового развития. И это одна из причин низкой цифровой грамотности исторического сообщества, и как следствие — его сопротивления использованию информационных технологий.

«В настоящее время наблюдается значительный разрыв между существующими возможностями цифровых технологий и количественных методов в анализе и визуализации исторической информации и тем, как это реализуется в содержании обучения», — отметила Динара Гагарина.

Ещё несколько лет назад студенты-историки изучали в обязательном порядке лишь обычную высшую математику. Потом были приняты федеральные образовательные стандарты третьего поколения и во всех учебных планах историков появился курс по математическим методам. «Это был важный переход от высшей математики с её матрицами и базовыми элементами статистики — на самом деле бесполезного в 95% случаев курса — к математике для исторических задач», — рассказала Динара Гагарина.

Сегодня до сих пор в большинстве учебных планов по истории в российских вузах цифровая и математическая часть ограничивается 1-2 дисциплинами, например, «Информатика» и «Математические методы в истории». Этого достаточно для минимального покрытия компетенций образовательного стандарта, но совсем недостаточно для решения проблемы низкой конкурентоспособности историков на рынке труда.

Между тем, в списке дисциплин для историков, помимо информатики и матметодов могут быть такие предметы, как, например:

 исторические информационные системы и базы данных,

 историческая статистика, 

 компьютерный анализ текстов, 

 моделирование в истории, 

 виртуальные музеи, архивы, библиотеки, 

 новые медиа и др.

Количество университетов, реализующих профильные программы бакалавриата и магистратуры по цифровой истории, как отметила Динара Гагарина, остаётся незначительным и практически не выросло за последние 10 лет.

Дефицит курсов и обучающих программ — не единственная проблема. Не хватает также учебных материалов, а самое главное — профильных специалистов-преподавателей. «Курсы должны читаться теми, кто понимает что-то в гуманитарных областях. Хорошо, если это человек, который имеет исторический бэкграунд, а не просто случайным образом вырванный преподаватель с кафедры информационных технологий», — считает Динара Гагарина. В большинстве случаев условный программист без гуманитарного бэкграунда, по её словам, будет отвергнут и не понят студентами-историками, и они ещё больше убедятся, что никакой язык программирования Python им не нужен.

Другая проблема, которую отметила докладчица — особенности построения учебных дисциплин по информатике. «Если мы посмотрим десятки разных учебных дисциплин по информатике или по каким-то условным простейший базовым навыкам пользования компьютером и зайдем в тему базы данных, то классическое задание — сделать телефонную книгу. А для историков это бесполезно. Если мы проходим базы данных, то должны взять хорошо структурированный исторический источник, например, переписи и сделать базу данных на его основе, чтобы студент увидел, как это применяется».

Сломать стену в сообществе

Другая важная мера, которая необходима для цифровизации исторической науки — налаженный диалог в самом историческом сообществе. «Мы занимаемся популяризацией цифровой истории в самых разных целевых аудиториях — от школьников до профессионалов и родителей, чтобы все-таки сломать стену между теми, кто занимается описательными методами в истории и количественными, цифровыми методами», — отметила Динара Гагарина.

Вряд ли кто-то будет сегодня отрицать необходимость использования цифровых методов в исторической социологии или в экономической истории, например, заметил Сергей Корниенко. «А вот, когда речь идёт допустим о культурной истории, о каких-то духовных процессах — здесь мы видим непонимание того, что могут дать цифровые технологии. Они не вписаны в эту канву и в образовательном, и в научном плане», — добавил Сергей Корниенко.

Студенты-лингвисты хотят расти в цифровой сфере

Кроме темы цифровизации исторической науки и образования на секции «Digital Humanities» был рассмотрен вопрос использования цифровых технологий в образовании лингвистов на конкретном практическом примере. Студенты Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Арина Барасий, Дарья Рязанцева и Анна Гусакова представили предварительные результаты исследования, посвященного особенностям развития цифровых компетенций (DC, digital competence) у студентов гуманитарных направлений.

Работа проводилась на базе Школы иностранных языков НИУ ВШЭ среди студентов и преподавателей. Проанализировав доступные дисциплины, относящиеся к цифровой сфере, авторы пришли к выводу, что они не полностью соответствуют специфике гуманитарного направления и носят общий характер, в них отсутствует практическая ценность для студентов.

Молодые исследователи провели пять фокус-групп со студентами, чтобы понять их потребности в образовательном продукте, связанном с цифровыми технологиями. Предварительные результаты говорят о том, что студенты особенно заинтересованы в том, чтобы в их программе был курс который бы, с одной стороны, охватывал общие цифровые компетенции, которые обозначены в Концепции развития цифровых коментенций студентов НИУ ВШЭ, с другой давал практико-ориентированные относящиеся к специальности знания (например, освоение программ для анализа качественных и количественных данных, как SPSS, Аtlas.ti, эффективная визуализация данных и т.д).

В ходе исследования авторы выделили ряд наиболее очевидных проблем, сопряженных с внедрением цифровой компетенции в Школе иностранных языков. Одна их них, например, — недостаточная компетентность некоторых преподавателей, связанная с практическими навыками использования тех или иных программ. 

Другая — нерелевантность информации, которую предоставляют курсы, предполагающие развитие цифровой компетенции у студентов. Например, на 3-4 курсах преподаются дисциплины, связанные с использованием Excel. «Задания могут выглядеть нерелевантно, например, в конце курса по Excel нужно написать эссе, что кажется некоторым студентам не совсем корректным», — рассказала Дарья Рязанцева.

В целом авторы пришли к выводу, что необходимо общаться со студентами и максимально вовлекать их в процесс интеграции цифровых инструментов в обучение. Как показали результаты исследования, учащиеся готовы расти в цифровой сфере и делиться своими идеями, как можно улучшить уровень цифровой грамотности и владения различными IT-инструментами.
IQ

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 7 декабря, 2020 г.