• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Своя игра

Секреты геймдева и менеджмента игровых проектов от мастеров Высшей школы бизнеса ВШЭ

В конце 2020 года Лекторий Вышки совместно с Культурным центром ЗИЛ провели цикл лекций «Как создать свою игру». За четыре выступления преподаватели обучающих программ «Менеджмент игровых проектов» и «Основы создания игр» рассказали слушателям как войти в геймдев, люди каких профессий там нужны, каков на самом деле риск провала и почему его не следует бояться, а также о балансе математики и искусства в игровом процессе.

Первый шаг в геймдев

На сегодняшний день более трети населения Земли (около 3,1 млрд человек) играет в игры: настольные и мобильные, компьютерные и консольные. Все эти люди создают платёжеспособный спрос, а значит игры являются прибыльным бизнесом для их создателей. И если вы заядлый геймер, то почему бы не попробовать войти и развиваться в интересной вам отрасли, получая за это неплохие деньги?

В геймдеве нет ненужных знаний. Читаешь фэнтези — коллекционируешь идеи для сюжета игры; рассматриваешь смешные картинки — думаешь, что из этого может быть использовано в игре или игровом коммьюнити, ловишь и собираешь современные тренды. Что бы ты ни делал в своё свободное время — всё может пригодиться, пойти в дело. А удовольствие от процесса создания — чуть ли не большее, чем от самой игры.

Создание игр — выгодно

Работа в геймдеве — это не только интересно и увлекательно, но также и прибыльно. Игровая индустрия — активно развивающийся, растущий рынок. Особенно этот рост становится заметен в кризисные времена. К примеру, за этот год игровая индустрия выросла на 20%, опередив и музыкальную, и киноиндустрию. Что логично, учитывая, что все развлечения, так или иначе связанные с физическими перемещениями, на данный момент недоступны. В связи с таким положением дел, инвесторам теперь гораздо выгоднее вкладываться в развитие именно игрового рынка.

В разработке игр у России имеется глобальное преимущество перед остальным миром. Большинство расходов при создании игры — на оплату труда нанятых для работы специалистов, рекламу и другие инструменты раскрутки продукта — в рублях. Однако отечественные разработчики делают игры для всего мира, а не только для российского рынка.

Базовый язык современных игр — английский, основной потребитель — Северная Америка. Следовательно, и выручка от успешного запуска проектов идёт в валюте. Таким образом, получается, что, при рублёвых вложениях в разработку игр, выручка — уже в долларах, а значит расходы на разработку и маркетинг снижаются в соответствии с падением курса отечественной валюты.

Лекция по теме: «Основы геймдева: рублёвые вложения — валютная выручка».

Спикер — Вячеслав Уточкин, директор образовательных программ по игровой индустрии Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, игровой продюсер, автор настольной игры Game Dev Sim и книги «Хочу в геймдев», преподаватель программ «Менеджмент игровых проектов» и «Основы создания игр».


Геймдев: рабочие кадры

Увлекательность процесса создания игр нельзя переоценить. В первую очередь, это коллективный, местами тяжёлый и кропотливый труд. Это слаженная работа многих специалистов направленная на достижение общей цели — готового, качественного, запущенного и развивающегося, приносящего доход, продукта.

В игровой отрасли всегда много вакансий, так как геймдев объединяет большое количество профессий. Здесь необходимы и люди, обладающие техническими навыками (программисты всевозможных направлений), и художники, но также и продюсеры сценаристы, менеджеры, геймдизайнеры, тестировщики и многие-многие другие.

В каждой игровой компании — своё внутреннее кадровое распределение, и все эти люди работают на одну общую цель: сделать игру красивой, удобной, интересной для пользователей, и, соответственно, прибыльной. Существует множество и околоигровых компаний, так или иначе помогающих в разработке игр. Они также регулярно набирают сотрудников и их предложения не сильно уступают геймдеву по количеству и разнообразию вакансий. Блогеры, игровые журналисты, киберспортсмены, стримеры, косплееры, моддеры — все они нужны таким компаниям.

Образование играет не последнюю роль в трудоустройстве начинающих создателей игр. Посещение конференций, обучение на программах переподготовки специалистов (к примеру, программа Высшей школы бизнеса ВШЭ «Менеджмент игровых проектов»), разработка собственных игровых проектов — всё это может указать прямой путь к дальнейшему трудоустройству в геймдев.

Истинное лицо геймдизайна

Разработка игр, с точки зрения геймдизайна, сродни исследованию. Создание игры начинается с идей, но лишь 1% из них доходит до воплощения в реальный продукт. Для создания успешной игры важно не только уметь генерировать идеи, но также грамотно исследовать рынок, анализировать его потребности, просчитывать окупаемость проекта. Крайне сложно создать с нуля абсолютно уникальный игровой продукт, и чаще всего подобные попытки терпят крах.

Геймдизайнер — профессия многих дисциплин. В создании игр всё будет полезно: знание математики и психологии, логика и абстрактное мышление, программирование, маркетинг и продюсирование, менеджмент и управление проектами, а также знание языков и навык использования собственной фантазии.

Очень важно понимать, какие итоговые цели преследует игровой проект.

Нередко разработка игрового проекта служит инструментом для развития, удовлетворения амбиций и самореализации создателя. В таком случае не стоит ожидать также осуществления неких бизнес-целей, успех подобных проектов — вовсе не в их окупаемости.

По большей части, игры, созданные ради наработки опыта и входа в геймдев, оказываются провальными, и это абсолютно нормально. Однако начинающие геймдизайнеры имеют одно неоспоримое преимущество перед многими мастерами своего дела — отсутствие зашоренности — они не боятся пробовать что-то новое.

Лекция по теме: «Как это — делать игры».

Спикер — Константин Сахнов, совладелец издательства гипер-казуальных игр JustForward, более 14 лет в игровой индустрии, преподаватель программ «Менеджмент игровых проектов» и «Основы создания игр» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.


Геймдев: математическое искусство

Животные познают мир и адаптируются к нему с помощью игры, которой их никто не учит, и это самый удивительный момент в истории мира! Человек же сделал игру частью своей борьбы со скукой, которой, по умолчанию, в природе не существует. Человек азартен. Если вокруг него происходит нечто, что ему непонятно, или утомляет — он ищет игровые способы выхода из ситуации. И одним из таких игровых инструментов стала математика. Она не требует дополнительных физических воплощений, в ней необходимы простейшие подручные средства и фантазия самого игрока.

При создании игр в современном мире математика имеет фундаментальное значение. Геймдизайнеру необходимо от чего-то отталкиваться, что будет понятно ему и людям. Первое, с чем работают при создании игр — это числа, которые максимально коррелируют с окружающим миром. Они служат для описания физических свойств мира, в котором игрок обитает.

Вторым значимым моментом является экономика, также тесно связанная с математикой. Экономическая модель игры должна быть понятна и приятна игроку, в идеале — ещё и связана с материальными благами в реальном мире.

Игра динамична, меняется во времени. Каждый раз, совершая действие, мы получаем некий фидбек. Соответственно, для игрока необходимо подчеркнуть эту динамику, и делается это через ритм.

Основная задача игрока в динамичной игре — это нажатие правильной кнопки в правильное время.

Музыка и прочие звуковые эффекты также являются элементами динамики игры. Звуковое сопровождение — важная часть игры, вместе с прочими выразительными эффектами оно моделирует игру как таковую. Совсем как в реальном мире, где звуки, ритм, музыка пронизывают каждое человеческое движение, создают ощущение реальности происходящего.

Игра создаётся из различных комбинаций тех или иных приёмов, механик и игровых циклов. Поэтому именно разработчики решают, чего же будет больше в их игре — математики или искусства.

Лекция по теме: «Игры: математика или искусство»

Спикер — Владимир Агарев, креативный продюсер в компании Gaming Point, более 10 лет в игровой индустрии, преподаватель программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.


Настольные игры

Об этом сегменте геймдева также не стоит забывать. Настольные игры — полноправный участник игровой индустрии во всём мире. За последние пять лет этот рынок претерпел колоссальное развитие, несмотря на незначительные потери за время пандемии. Согласно статистике, настольными играми, вопреки всеобщим предубеждениям, интересуется аудитория достаточно широкого спектра возрастов и социального статуса.

Настольные игры насчитывают огромное количество разновидностей. Каждый может найти настолку себе по вкусу: стратегии, классические, семейные, карточные, ролевые, психологические, разговорные, игры-тренинги, пати-игры, головоломки, игры-квесты и многие другие. 

Создание настольной игры включает в себя стадии разработки, дизайна, вёрстки и редактуры, производства, продвижения и продаж, логистики, отгрузки и хранения. Для первого запуска игры достаточен тираж в 1000 наборов, с целью проверки и оценки вероятности дальнейших продаж. 

Проблема и парадокс российских авторов здесь заключается в том, что многие из них пытаются начать разработку своего продукта до приобретения какого-либо собственного игрового опыта в настольных играх. При этом нет ни одного успешного зарубежного разработчика, который не играл хотя бы в 100 чужих настолок в год.

Лекция по теме: «Разработка настольных игр: сколько стоит и сколько можно заработать»

Спикер — Сергей Голубкин, владелец и директор издательства ГЕМЕНОТ, автор и продюсер более 50 настольных игр, за плечами которого более 15 лет опыта, преподаватель программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.


Хочешь узнать больше?

 23 декабря 2020 состоится онлайн-круглый стол «Тенденции игрового рынка 2021», в рамках которого вы узнаете мнение экспертов о том как прошёл 2020 год с точки зрения игровой индустрии, а также чего ожидать в наступающем году!

 Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент игровых проектов» — 9 месяцев обучения, опыт реальной разработки игр, знания только от действующих экспертов игровой индустрии и диплом Вышки. Согласно статистике курса, 70% выпускников программы, которые ставили своей целью трудоустройство — получили работу в игровых студиях.

 Дистанционная программа «Основы создания игр».
За 2 месяца обучения вы получите базовое понимание игровой индустрии, что поможет вам начать свою карьеру в геймдеве.

17 декабря, 2020 г.