• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Время белого человека

Визуальная колонизация в сюжетах и образах открыток из Германской Восточной Африки на рубеже XIX–XX веков

Во второй половине XIX века крупнейшие европейские державы схлестнулись в «драке за Африку» (Partage de l'Afrique). Свой — и немалый — кусок получила Германская империя. Среди доставшихся ей территорий оказалась и Германская Восточная Африка — колония на месте современных Танзании, Бурунди и Руанды со столицей в Дар-эс-Саламе. Чтобы познакомить жителей метрополии с завоеванными землями, населяющими их народами, культурой и бытом Африки, но в большей степени — с достижениями (в кавычках и без), которые принесли колонизаторы: военными станциями, церквями и церковными миссиями, инфраструктурой — железными дорогами, вокзалами, маяками, новыми войсками, набранными из местных жителей, и т.д., администрация выпускала множество открыток. О том, как через них осуществлялась колониальная репрезентация Германской Восточной Африки, рассказала на семинаре Международного центра антропологии Homo sapiens historicus заместитель директора Центра, кандидат исторических наук Анастасия Банщикова, а редакция IQ решила создать галерею из этих открыток с краткими комментариями учёного.

На открытках можно увидеть разные виды акаций и пальм, многочисленные Araberstrasse и Kaiserstrasse, памятники императору и канцлеру, корабли в гавани Дар-эс-Салама и виды пляжей, «туземную красоту» и «чёрные кварталы». С одной стороны, открытки передавали то, что колонизаторы хотели показать на родине, с другой — то, что на родине было бы интересно увидеть: образы жарких тропиков, успехи колониальных администраторов и войск. Ниже мы представим основные сюжеты массива открыток и проследим некоторые особенности «визуальной колонизации».

Что такое Германская Восточная Африка?

Германская Восточная Африка (Deutsch-Ostafrika) — это колония, существовавшая на территории современных Танзании, Бурунди и Руанды. В 1884 году германское правительство даровало право на освоение этой территории компании Карла Петерса, изначально называвшейся «Общество германской колонизации». В 1885 году общество взяло в аренду у султана Занзибара территорию на противоположной части материка. После заключения нескольких «договоров о протекторате» оно преобразовалось в Германскую Восточноафриканскую компанию — Deutsch-Ostafrikanische Gesellschaft (DOAG). Компания приобрела новые земли на материке, а в 1888 году султан Занзибара, под давлением, подписал договор, согласно которому Германской Восточноафриканской компании переходило управление территорией Танганьики.

DOAG пыталась взять под контроль прибрежные города Танганьики, несмотря на ожесточенное сопротивление со стороны арабских элит, опасавшихся отмены торговли рабами и слоновой костью, и со стороны коренного населения. Попытки немецкого администратора Пангани поднять флаг компании над городом привели к восстанию. 

В 1889 году канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк принял решение вмешаться и назначил Германа фон Виссмана рейхскомиссаром Германской Восточной Африки. Виссман возглавил войска из немецких офицеров и местных солдат-аскари, и при поддержке флота восстание было подавлено. Таким образом, владения Deutsch-Ostafrikanische Gesellschaft превратились в колонию. Багамойо стало первой столицей новой колонии, но через два года, в 1891 году, столица была перенесена в Дар-эс-Салам.

Карта Германской Восточной Африки, 1914 год / Wikimedia Commons

В Германскую Восточную Африку начали активно переселяться колонисты. Создавались сизалевые и кофейные плантации, сильно выросло производство каучука и хлопка. Колонизаторы уделяли огромное внимание развитию инфраструктуры: проложили железную дорогу «Усамбара» от Танги до Моши и Центральную железную дорогу протяженностью больше тысячи километров, связавшую Дар-эс-Салам с Кигомой на восточном побережье озера Танганьика. Были возведены новые и улучшены старые портовые сооружения, построены маяки, вокзалы, железнодорожные станции и так далее. И так Дар-эс-Салам стал городом-витриной всей Тропической Африки.

Несколько слов об открытках

Открытки как жанр являются компромиссом между двумя сторонами: колонизаторами, которые стремятся нечто показать , находясь в далекой экзотической стране, и аудиторией на родине, которой хочется что-то увидеть, узнать о некоем уголке мира, в котором оказались их соотечественники, — ведь значительная часть открыток делалась в самой Танганьике. Изображённые на открытках объекты должны быть понятны аудитории и передать ей конкретное послание.

Открыток сохранилось довольно много — несколько сотен. По запечатлённым образам их можно разделить на две большие группы: то, что немцы увидели в Восточной Африке «готовым», — и то, что они там сами создали. В обеих группах есть повторяющиеся мотивы.

«Взгляд туриста»

Важно подчеркнуть, что не во всех мотивах, представленных на открытках, есть подтекст: например, когда изображены обычные городские пейзажи, улицы городов, или пальмы, экзотические деревья, лодки на пляже, рынок — в этом нет никакой германской «колонизаторской специфики». Когда мы сами куда-то приезжаем, мы фотографируем точно так же. Это скорее «взгляд туриста». Приведем некоторые из подобных открыток.

Вид на улицу Багамойо

Первозданная Восточная Африка

Однако существуют открытки, специфичные именно для колоний. Они демонстрируют некоторую колонизаторскую специфику, передают образ «дикого экзотического края», который завоеватели хотели показать у себя на родине. То, каким они застали его сами, впервые появившись в его пределах. Прежде всего это можно заметить в открытках с изображениями местных растений и животных.

Древогубец (краснопузырник) — многолетняя одревесневающая лиана из семейства Бересклетовые

Гифена — род растений семейства Пальмы, включающий в себя около 8 видов

Пандан (панданус) — древовидных растений семейства Пандановые

Похожие открытки с веерными пальмами, эуфорбиями, тамариндами. Интересно, что на многих открытках с деревьями на самом деле присутствуют ещё и люди, причём некоторые из них явно позируют. Однако названы эти открытки всё равно по наименованиям деревьев; условно это можно назвать мотивом «люди под пальмами». Характерно, что точно в таком же духе выполнена часть открыток с изображением Negerviertel, то есть чёрного квартала.

Структурно эта открытка мало чем отличается от многих других, представляющих растительность как таковую. Тут тоже присутствуют большие деревья и маленькие люди, пейзаж доминирует, и он явно важнее. Люди здесь не так существенны, как экзотические растения.

Занимательно, что живыми показаны домашние животные, имеющие европейских собратьев и мало отличающиеся от них. Зато экзотические «африканские» чаще изображены мёртвыми — они позиционируются исключительно как охотничьи трофеи.

На таких открытках изображения людей  представляют собой «этнографические зарисовки»: здесь мы видим портретные и групповые изображения представителей местных народностей, традиционные жилища и танцы.

Здесь хорошо виден постановочный характер этих фотографий — запечатленные сцены совершенно неестественны.

Мужчина паре (народ банту, проживающий на территории Танзании)

Арабы и суахили выделяются как местная не-чёрная элита, они представлены в своих характерных одеяниях — канзу, кофии и со стиком.

Преобразованная Восточная Африка

Этот блок открыток включает изображения того, что колонизаторы сами частично или полностью создали в Восточной Африке и хотели показать соотечественникам. Прежде всего это специфические группы людей, например, христиане — воспитанники миссионеров и прихожане:

Африканцы глазами колонизаторов

В этом типе открыток можно проследить пять наиболее чётко выделяемых мотивов, демонстрирующих то положение, которое колонизаторы отводили местным жителям: «африканец поднимает колониальный флаг», «африканцы учатся», «африканцы работают», «африканцы несут военную службу», «африканцы наказаны».

Занятие на открытом воздухе

Колониальная урбанизация

Колонизаторы запечатлевали возведенные благодаря им сооружения, служащие центрами и символами их власти и предпринимаемого ими переустройства жизни подчиненной страны. Бомы — резиденции колониальной администрации, здания Deutsch-Ostafrikanische Gesellschaft, миссии и церкви, военные станции, коммуникации, таможни.

Дверь бомы, Линди

Протестантская церковь, Дар-эс-Салам

Символическая власть

Здесь также можно выделить особые мотивы — это изображения памятников, гербов, флагов (то есть имперской символики), портретов колониальных деятелей, а также канцлера и императора. 

Памятник Бисмарку, Дар-эс-Салам 

Памятник Бисмарку, Мванза

Многие открытки содержат гербы:

Точно так же на множестве приведенных открыток можно увидеть колониальные флаги. Эта открытка — «рекордсмен»: внимательный зритель заметит на ней сразу пять флагов, а также мотив «африканец поднимает флаг». 

Иерархия против экзотики 

Представленные открытки демонстрируют ряд характерных особенностей презентации колоний. Так, например, открыток, изображающих созданное в Африке по воле колонизаторов — гораздо больше, чем открыток с первозданными видами, местной флорой или фауной. Немцы хотели показать, что они принесли в Африку администрацию, коммуникации и истинную религию (лютеранство). Причём административная составляющая выражена ярче всего: это и изображения бом, гербов, флагов и памятников. Второй самый яркий акцент — военное присутствие.

В представлении людей прослеживается иерархия. Немецкие администраторы и солдаты находятся на её вершине, а превыше всех — Бисмарк и Вильгельм II, которые как бы зримо присутствуют посредством своих памятников.

За колонизаторами следуют три отдельные специфические группы: арабы/суахили как местная элита; местные жители, обращённые в христианство; местные жители, вставшие на службу колонизаторов (мотивы «африканец под ружьём» и «африканец поднимает флаг») — это наиболее абстрактные и пропагандистские из всех изображений.

В самом низу иерархии — все прочие местные жители. Здесь всегда подчёркивается экзотика — например, изображения женской красоты, а точнее, «чёрной красоты», фотографии представителей различных народностей. Часто акцент делается на незначительности и своего рода включенности (отнюдь не в главной роли) в мир экзотической природы («маленькие люди под большими пальмами»), подчинённости (прислуга на заднем плане), усиленной мотивом наказания (провинившиеся люди, подметающие улицы в цепях). Чёрное население представлено работающим, учащимся, занимающимся строевой подготовкой — передается месседж, что колонизаторы нашли им занятие на службе империи.

В совокупности наглядно транслируется дихотомия между экзотической природой, хижинами, местными жителями — с одной стороны, а с другой — привнесёнными достижениями цивилизации, как материальными (инфраструктура), так и духовными (религия, школа). Это напоминает по духу ряд элементов текста, происходящего из другой колониальной империи — «Бремени белых» Редъярда Киплинга: «Прими на себя бремя белого человека» — «твори… порты и дороги», «закрой рот голоду и вели прекратиться мору» в мире туземцев — «наполовину демонов, наполовину детей».

Интересно также не только то, что на открытках есть — но и то, чего там нет. В целом на открытках находит свое отражение существование арабо-суахилийской элиты — но только в изображениях людей и названиях улиц. Кроме единственного случая — фотографии двери бомы в Линди — не показано арабское влияние на регион, нет ни архитектуры арабо-суахилийского населения, ни характерных очень узнаваемых резных дверей, нет мечетей. 

Причина столь выборочного подхода понятна: немцы хотели показать себя первыми, главными и единственными колонизаторами региона, показать его полностью в своей власти и под своим контролем. В образе Восточной Африки они создавали предельно яркий контраст между собой и чёрными местными жителями, между цивилизаторами и цивилизуемыми. Реальная история и наследие этой территории, её арабо-мусульманская составляющая, индийское влияние и прочее в такую картину не вписывались, а потому в процессе создания открыток и отбора сюжетов для них игнорировались и в итоге на открытки не попадали.
IQ

Автор текста: Банщикова Анастасия Алексеевна, 18 декабря, 2020 г.