• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дома в лесах

Историк Тимофей Раков о визуальном коде новых сибирских городов

Новосибирск. Площадь у дома культуры в районе Красной горки / «Жилищное строительство», № 6, 1958

В оригинальном жанре визуальной колонки историк Тимофей Раков, младший научный сотрудник Центра «Человек, природа, технологии» ТюмГУ, участник зеркальной лаборатории «Поздне/постсоветское; ценности, практики, акторы» (ИГИТИ НИУ ВШЭ — ТюмГУ), рассказал о том, как советские художники представляли себе будущие города в Сибири, а архитекторы вписывали их в природный ландшафт тайги. И как лес стал важной частью позиционирования и репрезентации в медиа Академгородка и Ангарска.


Тимофей Раков,
младший научный сотрудник Центра
«Человек, природа, технологии» ТюмГУ,
участник зеркальной лаборатории
«Поздне/постсоветское; ценности, практики, акторы»
(ИГИТИ НИУ ВШЭ — ТюмГУ)


Послевоенное восстановление СССР и новый виток индустриализации предполагали развитие территорий на востоке страны. Был создан целый ряд крупнейших промышленных и научных объектов, а рядом с ними возникали и новые города. С разницей в десятилетие в Сибири основаны Ангарск и Академгородок под Новосибирском.

Ангарск начали строить практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. Город заложили в 1948 году. Идея создания центра Сибирского отделения Академии наук СССР была озвучена академиками М.А. Лавретьевым, С.А. Христиановичем и С.Л. Соболевым в 1957 году, а строительство комплекса зданий научных институтов и жилья началось в 1958-м.

Оба города стали площадкой для новых архитектурных идей, здесь во многом «тестировалась» идея микрорайона и свободной застройки, ставших отличительными чертами советской модернистской архитектуры второй половины XX века. Но была у них и ещё одна общая характерная особенность организации внутригородского пространства — включение леса в ткань застройки.

Создатели и жители Академгородка часто позиционируют его как уникальное место: научный центр, расположенный в лесу, в котором здания институтов скрыты в соснах. Но данная черта Академгородка оказывается не уникальным изобретением учёных и строителей. Ангарск, основанный на десятилетие ранее, также часто представлен как город, расположенный в лесу.

Сходство двух удалённых друг от друга объектов можно заметить уже при знакомстве с архитектурными и строительными журналами той эпохи: известнейшего «Архитектура СССР», «Жилищное строительство», «На стройках России». На их страницах появлялись публикации как про Ангарск, так и про Новосибирск и его окрестности. 

Визуальная перекличка в архитектурных фотографиях и рисунках между Ангарском и Академгородком наблюдается уже в 1958 году, на страницах шестого номера журнала «Жилищное строительство». Номер в целом был посвящен перспективам и развитию жилищного строительства в Сибири, при этом про Новосибирск было опубликовано сразу несколько материалов и отдельная статья про Академгородок.

Стоит оговориться, что авторы статей в журнале не проводили прямых параллелей между двумя объектами, но их соседство в номере про строительство в Сибири кажется едва ли просто случайным. В одной статье, «О путях развития жилищного строительства в городах Сибири», за авторством архитектора М. Шаронова, фотографии Ангарска и Новосибирска соседствовали на одной странице, показывая общие черты застройки двух городов. 

«Жилищное строительство», № 6, 1958, с. 8.

«Жилищное строительство», № 6, 1958, с. 9.

Обращает на себя внимание, что застройка улиц — типичные послевоенные «сталинки», высотой в два или четыре этажа, с двускатными крышами, декоративными балконами, слуховым окном в чердаке по центральной оси здания. Одним словом, типичная послевоенная сталинская застройка. 

Но в фотографиях новосибирской и ангарской архитектуры есть, как кажется, и другая общая черта. Фотографии зданий сделаны так, чтобы создавалось ощущение того, что постройки окружены деревьями. 

Отметим, что использование деревьев для озеленения городских улиц — стандартная практика урбанизма XX века. Новация строителей Ангарска в том, что они решили сохранить существовавший до возведения города лес и включить его в ткань улиц. 

Для того, чтобы читатель журнала не спутал сохранённую тайгу с новыми посадками, одна из фотографий сопровождается такой подписью: «Ангарск. Использование растительности тайги для озеленения улиц». Таким текстом автор статьи утверждает, что сосны на улице не были высажены, и что это часть тайги, которая росла здесь ранее. 

На другой фотографии из Ангарска показано строительство квартала и также дается подпись «сохранена зелень тайги». Видимо, в этом случае также важно, чтобы читатель не принял редко стоящие между домами сосны за вновь посаженные, они объявлены «сохранённой тайгой».

Новосибирск сопоставляется с Ангарском в степени озеленения кварталов и улиц, но к фотографиям этого города нет примечаний о том, что перед читателями сохранившиеся леса, да и на снимках не видно сосен, — отличительной черты Ангарска. В тоже время, озеленение и в этом случае предстает как критически важная, «витринная» часть городского благоустройства — зелёные дворы, кварталы, улицы и проспекты.

Касаясь визуальных репрезентаций Академгородка, стоит сказать, что в данном номере журнала мы имеем дело не с фотографиями, а с рисунками будущего научного города, каким он представлялся неизвестному художнику. В 1958 году стройка только началась, и фактически ничего, кроме котлованов на месте будущих научных институтов не было.

Тем интереснее анализировать футуристические зарисовки улиц и зданий. На первой же странице статьи про Академгородок, читатели видят внизу изображение двух коттеджей. Впоследствии для руководителей институтов их действительно построят. Правда, на рисунках в журнале они скорее напоминают архитектуру из фильмов Жака Тати про дядюшку Юло, а подъезжающие к зданиям автомобили — кадры из детективов в жанре нуар. Но что характерно для этой фантазии, так это то, что коттеджи окружены высокими мрачноватыми соснами, напоминающими не парк или сад, но настоящий густой лес. 

Следующая футуристическая зарисовка представляет нам городскую улицу, по которой мчится автомобиль, а в сквере рядом играют дети. Воображаемая застройка резко контрастирует с тем, что ранее в журнале было представлено на фотографиях Новосибирска и Ангарска. Можно сказать, что это даже не будущие «хрущёвки», а скорее конструктивистские дома середины 1930-х годов. И вновь мы видим обступающий улицу лес — позади силуэтов домов контуры соснового бора. 

Последние два рисунка зданий Академгородка, представленных в журнале, отходят от футуристической манеры изображения и скорее приближаются к импрессионистским сценам повседневности. Здания на них уже ближе к тем, которые действительно будут построены. И вновь лес, тайга, сосны выступают непременным атрибутом городского ландшафта. А на одном из изображений художник и вовсе предлагает нам взглянуть на архитектуру спортивного центра из глубины леса, сквозь деревья.

Лес объединяет архитектурную репрезентацию новых городских пространств Ангарска и Академгородка, причем на самом раннем, начальном этапе строительства последнего. В последующих публикациях лес появится и на фотографиях Академгородка. Также как и в Ангарске он будет обступать здания, словно они расположены непосредственно в тайге. Читателям архитектурных журналов предлагается взгляд на лес как важную часть визуального кода новых городов.
IQ

29 декабря, 2020 г.