• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гроза демонов

Как исследовать загробный мир Тайваня?

Максим Гроза

Для китайцев потустороннее — сложная иерархия со своими «социальными лифтами». Посланцы ада могут превращаться в светлых божеств, и чтобы это случилось, нужны посредники — духи с неким переходным статусом, считает докторант Государственного Университета Цинхуа (Тайвань) Максим Гроза. О них и собственном исследовательском «романе» с тёмными силами он представил доклад на семинаре НИУ ВШЭ «Души и духи в китайской культуре». А руководителя семинара  Аглаю Старостину IQ попросил рассказать о планах работы со сверхъестественным на 2021 год.

Неслучайная случайность

Место было пустынным. С одной стороны скалы, с другой — Тихий океан. Между ними узкая полоска дороги. Поздний вечер. Путнику нужен ночлег, но до ближайшего населенного пункта километров сто.

Вокруг — никого. Ни жителей деревень, ни буддистских монахов. Только очень маленький храм. Стоит у дороги. Горит свет, двери открыты. Без вариантов: спальный мешок стелется под навесом у входа, а утром снова в путь — на велосипеде по побережью Тайваня.

Научной цели у студента Санкт-Петербургского госуниверситета Максима Грозы в том путешествии не было. Подходила к концу языковая стажировка на острове. Напоследок захотелось объехать его полностью. «Велопробег» растянулся на 10 дней и 1200 километров. А когда закончился, стало понятно, что всё…только начинается.

«Зачем ты там остановился, как мог вообще к нему приблизиться, особенно ночью!» — тайваньских друзей фото маленького храма всерьез напугало. Место оказалось демоническим — святилищем неупокоенных духов.

Об этом явлении Максим ничего не знал, хотя прожил на Тайване уже год. Стажировка закончилась, он уехал, но решил вернуться — тема для занятий в аспирантуре была найдена.

В 2011 году «почти шестилетний роман с демонами» завершился кандидатской диссертацией. На основе полевых материалов, собранных с 2006-го, Максим Гроза впервые в отечественном китаеведении описал феномен, с которым когда-то случайно — а может быть и нет — встретился на ночном побережье.

Те, кого боятся

Неупокоенные духи, они же неприкаянные или голодные демоны, — это духи людей, умерших не своей смертью, либо не оставивших потомков, которые бы почитали их души как души предков.

В китайской мифологии «неупокоенные» принадлежат к демонам (гуям) — тёмной силе, которую следует не почитать, а бояться. Однако отношение к ним парадоксальное. Они наводят страх, к их алтарям стараются лишний раз не подходить и вместе с тем идут, наделив духов особым могуществом. Не случайно их ещё называют Юингун — «исполнители всех прошений» (有應公).

В отличие от святых, чьё место на небе, демоны могут оставаться в мире живых и вредить человеку. Поэтому их задабривают подношениями, причем не от случая к случаю. На Тайване, рассказывает Максим Гроза, это целый культ, приведший к появлению специальных святилищ — инь мяо (陰廟), то есть храмов тёмного начала Инь.

Легенды на костях

Как выглядят неупокоенные духи неизвестно. Люди рассказывают про них, но никогда не видели воочию, а на алтарях вместо изображений или статуэток — лишь таблички с общим именем.

Зато сами святилища Грозе удалось рассмотреть детально. В первой исследовательской поездке по побережью Тайваня учёный обнаружил 76 храмов и уверен, что это далеко не всё. Официально они не регистрируются, поэтому сколько их на острове — сказать трудно. Вероятно, сотни. В одном только Тайнане, четвертом по величине городе острова, их обнаружено 43.

Храмы часто располагаются на окраинах населенных пунктов, вблизи или на территории кладбищ. Многие стоят у автотрасс и буквально на костях. Вот здесь, рассказывают местные, ремонтировали дорогу и извлекли безымянные останки. Опознать невозможно, проигнорировать опасно — рано или поздно они «притянут» что-нибудь плохое. В результате кости погребли в общей могиле, а на ней возвели инь мяо.

Некоторые храмы имеют свою историю, о других мало что известно, а о третьих ходят легенды. Например, о Храме Восемнадцати ванов (вельмож). Двухэтажное святилище с двумя могилами на северо-восточной оконечности острова отсылает в XIX век. Лодка с 17 рыбаками и собакой попала в шторм. Люди погибли, их выброшенные на берег тела похоронили, а рядом чуть позже — собаку, которая справилась со штормом, но не пережила смерти хозяина.

Внешне такие постройки выглядят по-разному, но почти все они без дверей. Китайцы считают, что в дверях живут божества, защищающие дом от нечисти. Храмы имени этой нечисти защищать не от кого. Поэтому — либо три стены, либо, как в «приюте» петербургского студента, — просто небольшие проёмы.

Просишь — отблагодари

Иногда вокруг святилищ разбросаны квадратные листки жёлтой бумаги с наклеенным на них серебристым кусочком. Это жертвенные «демонические» деньги. Чаще их сжигают — в специальных довольно примитивных печках.

Косметика, зеркальца, украшения, алкоголь, сигареты, косточки «ореха бетель»… — на алтарях лежит многое. Но если храмы «неупокоенных» пугают население и имеют плохую репутацию, то от кого эти подношения? Прийти в инь мяо может и азартный игрок, и вор, и представительница древнейшей профессии, и добропорядочный гражданин. Вопрос — зачем.

«Эти демоны не зря называются духами исполняющими прошения, — говорит Максим Гроза. — К ним можно обратиться с любой просьбой, с какой вы никогда не осмелитесь переступить порог обычного храма. Они помогут, какое бы тёмное дело вы не затевали». Только надо помнить: это не задаром. Просишь — получил — отблагодари. Обманешь — накажут.

Демаргинализация

Помоги, а я построю тебе новый храм, и будешь ты уже не демон, а полубожество — обещание такой благодарности не пустой звук. Демоны в сознании людей действительно могут избавляться от маргинального статуса и подниматься по мифологической лестнице.

«Процесс такой, как я её называю, демаргинализации, во-первых, длительный, во-вторых, ему нужен посредник, в качестве которого выступает статус духа исполняющего прошения», — утверждает исследователь.

То есть «исполняющие прошения» — не столько разновидность демонов, сколько «социальный лифт»: неупокоенный дух (гуй) сначала становится «исполняющим прошения», и благодаря этому со временем может превратиться в божество.

В итоге ни духи, ни их святилища отнюдь не статичны. Для наглядности — два храма. Примитивная трёхстенная будка с мини-алтарем на первом фото — это то, как выглядят такие храмы в самом начале. Храм на втором фото — примерно то, во что «будки» превращаются со временем в ходе демаргинализации.

«Чаще всего речь идёт о десятилетиях, и не каждый храм и демон преодолевает этот путь. Некоторые просто перестают почитаться, а храмы разрушаются», — отмечает Максим Гроза.

Один из ярких примеров такого преодоления — Храм Трёх бессмертных дев на юге Тайваня. Он стоит на месте могилы трёх жен японских офицеров. В начале XX века, когда остров находился под властью Японии, женщины были убиты и обезглавлены местными жителями. Они же (жители) их и похоронили, а чтобы задобрить духов убитых, поставили небольшое святилище.

Прошло больше 80 лет и сегодня оно воспринимается как храм, посвященный трём полубожествам. Кроме смотрителя, в нем есть медиум. «На момент моего приезда это была женщина, живущая там больше двадцати лет, — вспоминает Максим Гроза. — Она регулярно входит в транс — в неё якобы вселяется дух одной из трёх обезглавленных, и отвечает на вопросы прихожан на тайваньском диалекте, иногда немного на японском».

Медиум, смотритель, портреты и статуэтки божеств вместо скромных табличек с именем «исполняющего прошения» — всё это признаки «появления институционального начала». Тёмные силы здесь больше не живут, по крайней мере не считаются таковыми. Через несколько поколений прихожане уже и не вспомнят, что дух, которому они поклоняются, имел демоническое прошлое, а вспомнят — не испугаются.

Планы на сверхъестественное

Докладом Максима Грозы семинар «Души и духи в китайской культуре» Семинар «Души и духи в китайской культуре» работает с 2014 года, а с 2018 — на базе Института классического Востока и античности (ИКВИА) НИУ ВШЭ. Его основная цель — комплексное междисциплинарное изучение представлений о сверхъестественном в разных традициях и в разные периоды Китая. На встречах презентуются результаты исследований, обсуждаются новые академические издания, проводятся дискуссии с участием приглашенных экспертов. завершил минувший год, в котором рассказывали о современных народных верованиях и пробовали новые форматы работы.

«Первая встреча в 2020-м традиционно прошла в здании НИУ ВШЭ на Старой Басманной. Следующая планировалась в конце марта, но не состоялась из-за локдауна», — говорит руководитель семинара Аглая Старостина. В сентябре впервые провели заседание онлайн, стали приглашать исследователей из других городов и даже стран.

В итоге с сентября все выступавшие были не из Вышки. Каждый доклад сделан по материалам полевых исследований: в двух случаях — на Тайване и ещё в двух — в КНР.

В планах на 2021-й сосредоточиться не только на современности. Будут средние века в Китае, может быть — в Корее или Вьетнаме. Как минимум один семинар планируется посвятить базе мифологических персонажей и мотивов, над созданием которой работают в Институте классического Востока и античности НИУ ВШЭ.

Видео всех семинаров 2020 года:
  1. Алевтина Соловьева: «Посланники ада в фольклоре и повседневности современной Монголии»

  2. Лю Ху: «“Бабушки” — мифологические персонажи в провинции Шаньдун»

  3. Ростислав Березкин: «О современном состоянии культа “Пяти святых” (Ушэн/Утун) в районе Сучжоу»

  4. Екатерина Завидовская: «Культ Ван-е на Тайване и храмовые церемонии»

  5. Максим Гроза: «Неупокоенные духи Тайваня»

IQ

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 12 января, 2021 г.