• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Борьба за равноправие в академии

Шесть материалов о женщинах в науке

ISTOCK

К Международному дню женщин и девочек в науке IQ подготовил подборку из самых интересных материалов, посвящённых женщинам в науке. История становления равноправия в академии, гендерное неравенство и «стеклянный потолок» — в шести текстах.

Как начиналось равноправие в науке. Женщины-ученые в СССР 1920-х годов

В Российской империи женщины могли получать высшее образование, но не получали  государственных дипломов. Это лишало их возможности претендовать на научные и преподавательские должности. Закон, упразднивший эти ограничения, был принят лишь в 1911-м. Как всё поменялось благодаря революции и эмансипации — в материале по первому социально-демографическому исследованию сообщества научных работниц Москвы и Ленинграда раннесоветского периода.

Читать

Картотека: гендерное неравенство в академии

Средняя заработная плата женщин в России составляет около 70% от заработной платы мужчин. В академическом секторе этот разрыв меньше. Но, хотя в вузах в большинстве своем работают женщины, гендерные диспропорции в доходах всё же остаются.

Читать

Каковы масштабы гендерной дискриминации в сфере науки и образования в России

Разбираемся, что такое «стеклянный потолок», и почему женщины, работающие в российских вузах и исследовательских учреждениях, менее успешны, чем мужчины, и как так вышло, что у них меньше публикаций в зарубежных изданиях, ниже зарплаты, и они намного реже занимают ключевые руководящие должности.

Читать

Как работает дискриминация женщин в науке — на примере Германии

Почти половина — 45% немецких докторантов — женщины. Однако следующий шаг к профессуре и хабилитату (докторской, в российском варианте) делают лишь 27%. А по некоторым данным (в частности, BuWiN), и того меньше — 22%. При этом на старте обучения соотношение полов примерно равное, и женщины даже немного опережают мужчин.

Читать

STEMатизация женщин. Как гендерные стереотипы мешают им строить карьеру в наукоемких отраслях

STEM — Science, Technology, Еngineering, Мathematics. В этих областях мужчин в 3-4 раза больше, чем женщин. При этом неравенство в сферах естественных наук, технологий, инженерии и математики начинается еще в средней школе. Социологи НИУ ВШЭ изучили гендерный дисбаланс в этих сферах и предложили меры поддержки женщин.

Читать

Как гендерные стереотипы мешают девушкам стать программистами и инженерами

Девочкам постоянно твердят: «Математика не для тебя!», «В инженерии нужен мужской склад ума!». Архаичные предрассудки об отсутствии у женщин способностей к точным наукам и технике процветают в вузах и на рабочем месте. В итоге девушкам сложно строить карьеру в сфере STEM, а рынок труда лишается притока молодых инженеров и программистов. Разбираемся в гендерных стереотипах, как и почему они лишают студенток веры в свои силы, приводят к проблемам в учёбе и отчислению из университета.

Читать


IQ
11 февраля, 2021 г.