• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инь и янь железных дорог

Как транспортная система России уменьшает население регионов?

ISTOCK

Что такое проблема курицы или яйца? Чем отличается сеть железных дорог в России и Европе? И какие это имеет демографические и экономические последствия? Объясняет доцент факультета экономических наук и старший научный сотрудник Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Генрих Пеникас в девятом выпуске рубрики «Экономист на диване».



Генрих Пеникас,
доцент факультета экономических наук,
старший научный сотрудник
Международной научно-учебной лаборатории
анализа и выбора решений НИУ ВШЭ


В китайский новый год хочется окунуться мыслями в восточные традиции и легенды. Особенно, если сталкиваешься с подобным изображением. Уверен, что вы подумаете так же, как и я — символ инь и янь — гармонии женского и мужского начал! 

Но что же здесь нарисовано на самом деле? То же самое у нас спросил и… посол Финляндии в России. Около 20 лет назад его пригласил в вышку Каха Бендукидзе. Примерно раз в неделю Каха Автандилович проводил мастер-классы. И в начале одного из них мы увидели этот рисунок и услышали вопрос заграничного гостя.

Как вы уже наверно догадались, ответ на него будет отнюдь не в далёком Китае. А в достаточно близких Финляндии и Карелии, потому что на рисунке выше изображены слева плотность железных дорог в Финляндии, а справа — в Карелии! Обе территории лежат в одинаковых природных условиях, так что ситуация получается интересная.

Можно, конечно, начать выяснять, в чём причина. Можно сказать, что у нас железных дорог мало, потому что живёт немного людей. Но может быть и живёт мало, поскольку дорог не хватает? Налицо — проблема курицы и яйца. Кстати, когда математики исследуют экономику, они говорят сложнее. Называют это эндогенностью. Не будем останавливаться на терминах, нам сейчас важнее суть.

На самом деле, если посмотреть на ситуацию сегодня, то она всё же не настолько критичная при беглом взгляде, хотя и всё равно не в нашу пользу. Например, на сайте с картами железных дорог всего мира Open Railway Map, мы видим, что в Финляндии действительно дорог больше, есть высокоскоростные. Это в масштабе 200 км. А если приблизим до 50 км, то выяснится, что в Финляндии много второстепенных железных дорог. У нас же только пара магистральных.

Ситуация явно заставляет задуматься. Кроме того,  добавлю такой факт, что примерно 80% железнодорожного полотна России (не только в Карелии) было заложено до 1917 года. Это более 100 лет назад! Естественно, шпалы и рельсы обновляют постоянно. Но суть в том, что новых железных дорог или дополнительных веток старых у нас появляется крайне мало. Территории не развиваются, их доступность остаётся низкой, а вслед за ней и населённость. Страдает и региональная экономика.

Если вам интересна ситуация с железными дорогами, то рекомендую послушать лекцию про развитие отечественной транспортной инфраструктуры ординарного профессора НИУ ВШЭ Бориса Кузнецова в рамках онлайн-курса по российской экономике, подготовленного под руководством Евгения Ясина.

IQ

Автор текста: Пеникас Генрих Иозович, 11 февраля