• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Онлайн-платформы зарекомендовали себя эффективным средством помощи наркопотребителям в России

Как новые технологии помогают снизить вред от потребления наркотиков?

ISTOCK

Ситуация: Во время пандемии COVID-19 многие очные службы оказания помощи в разных жизненных ситуациях оказались недоступными. Это коснулось и наркопотребителей — одной из самых стигматизируемых групп населения. 

На деле: Пандемия способствовала расширению возможностей снижения вреда от потребления наркотиков. На фоне карантинных мер в России началось более активное развитие работы с наркопотребителями с помощью онлайн-платформ. Имеющиеся результаты уже показали свою эффективность.

Теперь подробнее 

Ученые из НИУ ВШЭ совместно со специалистами из благотворительного фонда «Гуманитарное действие» (Санкт-Петербург) и Школы здравоохранения Мичиганского университета (США) изучили особенности дистанционной работы с российскими наркопотребителями, направленной на снижение вреда от употребления наркотиков. Выяснилось, что использование онлайн-платформ повышает вероятность обращения наркопотребителей за помощью. Также онлайн-платформы служат своего рода «входными воротами» для получения наркозависимыми более широкого спектра квалифицированной помощи. Авторы пришли к выводу, что дистанционная работа в этой сфере должна развиваться и выстраиваться на постоянной системной основе даже когда угроза коронавируса отступит. Результаты исследования опубликованы в Harm Reduction Journal.

О чём речь?

Потребители наркотиков во всем мире сталкиваются со множеством опасных для здоровья последствий. Это, например, заражение ВИЧ, гепатитом С, повреждения вен, передозировки, а также многочисленные психологические проблемы.

На борьбу с ними направлены программы снижения вреда от употребления наркотиков, которые часто реализуются силами НКО. «Гуманитарное действие» — одна из таких некоммерческих организаций в России. Она была основана в 1997 году, и предоставляет доступные для наркозависимых сервисы, предназначенные для снижение тяжести негативных последствий употребления наркотиков. Эти сервисы включают:

 обмен и утилизацию использованных шприцов и игл;

 обеспечение наркопотребителей мотивационными пакетами, содержащими стерильные шприцы, спиртовые салфетки, воду для инъекций, мазь, бондаж; 

 помощь в тестировании на ВИЧ, гепатит С и B, сифилис;

 поддержку и перенаправление клиентов в медицинские центры для подтверждения диагноза ВИЧ и получение антиретровирусной терапии (АРТ); 

 помощь в обеспечении лечения от передозировки опиоидными наркотиками;

 посредничество в получении социальной, медицинской и правовой помощи. 

Всё это наркопотребители получают бесплатно — при обращении в мобильные пункты НКО. Недавно организация добавила в свою деятельность дистанционную работу, чтобы повысить доступность программ, в том числе для тех наркопотребителей, которые не посещают мобильные пункты помощи. 

Один из главных онлайн-сервисов, который НКО активно использует для взаимодействия с наркопотребителями — мессенджер Telegram. На июнь 2020 года эта платформа насчитывала 30 миллионов активных пользователей в России. 

Учёные на примере работы санкт-петербургской НКО проанализировали, с какими запросами чаще всего обращаются наркопотребители через Telegram, какие при этом сложности возникают у самих наркозависимых и специалистов, оказывающих им помощь, а также насколько перспективно развитие дистанционного формата работы в сфере снижения вреда от употребления наркотиков.

Как изучали? 

Исследователи проанализировали рабочие доклады специалистов НКО по 301 случаю дистанционной работы. Время контактов с наркопотребителями по этим случаям — с ноября 2019 года по июнь 2020 года. В них содержится описание клиентских запросов, а также характера предоставленной помощи. 

Помимо этого учёные провели в июне 2020 года четыре полуструктурированных интервью с сотрудниками центра и заместителем директора, направленные на исследование особенностей дистанционной работы с наркопотребителями с точки зрения организационных процессов. В ходе изучения использовался метод тематического анализа. Исследование было одобрено этическим комитетом Санкт-Петербургской ассоциации социологов. 

Что получили? 

Выяснилось, что самые частые онлайн-запросы о помощи от наркопотребителей касаются: 

 незначительных осложнений, связанных с употреблением инъекционных наркотиков; 

 информации, связанной с сокращением вреда, предупреждением ВИЧ и гепатита;

 информации о проведении детоксикации организма в домашних условиях; 

 информации о пандемии СOVID-19; 

 психологической поддержки. 

В исследовании представлена полная картина того, как выстраивается работа с наркопотребителями. Как правило, клиенты НКО направляют свой вопрос в общий чат. Если ответ на вопрос может быть важен для всех участников чата, то специалист центра отвечает в самом чате. Если вопрос деликатного характера и/или требуется приватное общение, тогда сотрудник центра связывается с отправителем лично.

Иногда в общий чат могут писать ответы другие участники. Сотрудники центра в таком случае модерируют дискуссии с целью сохранения безопасного и комфортного пространства.

«… Как модератор я супервизирую такие дискуссии, и если появляется грубость […] я вмешиваюсь и объясняю, что это не место для оскорблений друг друга [...] мы хотим чтобы это место было максимум безопасным » (из интервью с руководителем НКО).

Наиболее частые запросы касаются незначительных осложнений, связанных с употреблением наркотиков. В категорию незначительных они попадают тогда, когда не обязательна очная помощь врача. На самом деле речь идёт о таких неприятных последствиях потребления инъекционных наркотиков, как повреждение вен, венозное кровотечение, варикозное расширение вен, венозные язвы и сыпь. Наркопотребители описывают свои проблемы с помощью текста, и/или присылают фотографии. Ответы специалистов проверяют медики перед отправкой. Если специалист понимает, что вопрос требует более тщательной медицинской экспертизы, клиента связывают напрямую с врачом, работающим в НКО.

Другие распространённые запросы о помощи касаются информации о снижении вреда, связанного с опасностью заражения или заражением ВИЧ или гепатитом — например, о центрах, где можно получить антиретровирусную терапию. Некоторые клиенты через сотрудников центра уточняют информацию о путях передачи ВИЧ и гепатита. 

Менее распространённая, но всё же важная тема запросов — детоксикация в домашних условиях. Только несколько клиентов проявляли интерес к этой теме, отмечают исследователи. Сотрудники НКО информировали наркопотребителей о потенциальных рисках, а также давали общую информацию о том, как проводится детоксикация в медицинских условиях и сообщали контакты специалистов, которым клиенты могут написать по этому вопросу.

С апреля 2020 года появились и запросы, касающиеся пандемии COVID-19. А именно — клиенты интересовались, как они могут в условиях пандемии получить помощь, например, пройти реабилитационную программу, либо получить услуги, связанные с детоксикацией. 

Ещё один частый повод обращения наркопотребителей за помощью через Telegram — стремление получить психологическую поддержку. Среди наиболее распространённых запросов: сложности в борьбе с наркотической зависимостью, тревога по поводу последствий карантинных мер (например, дефицит медикаментов), переживание смерти партнёра, беспокойство по поводу возможного заражения. Если клиенты не запрашивают помощь сертифицированного психолога — дистанционные специалисты дают им рекомендации, исходя из имеющегося опыта и сопровождают контактами сотрудников, к которым можно обратиться за дополнительной помощью. 

В ходе исследования авторы выделили отдельный блок запросов, которые не могут быть полностью обработаны онлайн, поскольку требуют очного присутствия клиента. Такие запросы возникали в почти трети из проанализированных случаев. Например, клиентам нужна была личная помощь в получении антиретровирусной терапии (АРТ) в специализированном центре, доставка АРТ домой, личная помощь в госпитализации с целью детоксикации и реабилитации, поддержка сертифицированного психолога, помощь в получении документов или подтверждении нетрудоспособности. В таких случая наркопотребителей приглашали в мобильные пункты НКО для оказания помощи в очном режиме. 

В число запросов, которые не могли быть обработаны онлайн, входили также тяжёлые осложнения от употребления инъекционных наркотиков, например, сильные венозные кровотечения и повреждения, отеки, кожные абсцессы. Кроме этого, через Telegram наркопотребители обращались за помощью, связанной с тестированием на ВИЧ и гепатит. В таком случае клиенты получали инструкции о том, каким образом они могут пройти тестирование. 

Меньше всего запросов касалось перезодировок. Для таких обращений НКО создала специальный телеграм-бот, обеспечивающий клиентов необходимой информацией о симптомах, способах лечения и контактами врача, который может оказать помощь онлайн. В двух из четырёх случаев клиентам приходилось вызывать бригаду скорой помощи. Сотрудники центра были на связи с клиентами до тех пор, пока не приезжали медики. 

Исследователи выяснили, какие сложности возникали во время коммуникации наркопотребителей со специалистами, оказывающими им помощь онлайн. Это, например, отправка голосовых сообщений, когда сотрудник не мог слушать их или сообщения в ночное время, когда сотрудник не доступен. Иногда клиенты присылают неразборчивые сообщения, поскольку не могут корректно сформулировать запрос. Сотрудники центра предлагают в таком случае созвониться, но дальнейший диалог может не выстроиться.

«После того, как я предлагаю созвониться, некоторые из них присылают мне свой номер или просят мой. Некоторые выходят из чата, и больше не отвечают» (Специалист НКО).

Некоторые сотрудники отмечали, что телефонные звонки — следующий шаг в коммуникации между клиентом и специалистом НКО. 

«Иногда сложно, потому что нужна реальная живая коммуникация, чтобы понять, что человек чувствует [...] Когда разговариваешь с ними лично, видишь их реакции, тогда проще понять некоторые моменты [...], [например], готовы ли они раскрыться. В Телеграме я не вижу человека и мне сложно сделать мою работу максимально эффективной, если человек мне не звонит» (Сотрудник центра).

Тем не менее, как показали результаты исследования, Telegram служит своего рода входными воротами для снижения вреда от потребления наркотиков. С точки зрения сотрудников центра, это удобный «первый шаг», который может сделать клиент на встречу помощи. Немаловажно, что наличие подобных сервисов увеличивает вероятность обращения к специалистам тех наркопотребителей, которые не готовы очно обсуждать проблемы, касающиеся наркотиков. 

Исследователи пришли к выводу, что существующие онлайн-сервисы, направленные на снижение вреда от употребления наркотиков, могут быть улучшены. Одно из возможных решений, по их мнению, — автоматизация части работы, например, с помощью большего количества ботов, которыми клиенты могли бы пользоваться в том числе в ночное время. «Тем не менее, не все сервисы можно автоматизировать; поэтому, возможно необходимо нанять сотрудников, которые могли бы отвечать клиентам в ночные часы. Это особенно важно, когда речь идет о таких критических ситуациях, как передозировка», — говорится в исследовании. 

Также, по мнению учёных, действенным способом развивать онлайн-службы по снижению вреда от употребления наркотиков может быть увеличение их присутствия на даркнет (теневых)-форумах. 

Для чего это нужно?

Ежегодно в России тысячи человек умирают и получают критические осложнения, связанные с употреблением наркотиков. Так, согласно данным, представленным в докладе Государственного антинаркотического комитета, в 2019 году в России умерло 4 569 человек от употребления наркотиков, что больше на 2,8% по сравнению с 2018 годом. Также было зафиксировано 18 053 случая отравления наркотическими веществами, что больше на 10,5% по сравнению с 2018 годом. При этом, по данным Минздрава РФ, в 2018 году в России зарегистрировано около полумиллиона человек (423,4 тыс.) с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков. Среди них 5,4 тысяч несовершеннолетних. 

На фоне пандемии многие услуги, в том числе связанные с оказанием медицинской помощи, стали труднодоступными — особенно для стигматизируемых групп населения. В связи с этим онлайн-сервисы, направленные на снижение вреда от употребления наркотиков приобретают особую актуальность. 

Результаты исследования показали насколько эффективной может быть дистанционная работа с наркопотребителями. Однако, как считают авторы, нужны дальнейшие научные работы в этой сфере. Важно, например, понимать мотивы отказов наркозависимых продолжать общение со специалистами по телефону, прояснять их запросы и разрабатывать новые способы снижения вреда от потребления наркотиков.
IQ

 

Авторы исследования:

Петр Мейлахс, старший научный сотрудник Международного центра экономики, управления и политики в области здоровья НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге 

Арсен Давитадзе, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге 

Алексей Лахов, благотворительный фонд «Гуманитарное действие» (Санкт-Петербург) 

Елизабет Дж.Кинг, Мичиганский университет (США) 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 11 марта