• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аграрное образование в России

Решение кадрового вопроса в эпоху АПК 4.0

ИЛЛЮСТРАЦИИ, ГРАФИКИ И ИНФОГРАФИКА ДАРЬИ ДЕЛОНЕ

Российские аграрные вузы выпускают большое количество специалистов. Но при этом в сельскохозяйственной сфере существует острый дефицит кадров, который усугубляется на фоне технологического прогресса. Учёные Института аграрных исследований НИУ ВШЭ проанализировали международный опыт подготовки специалистов для сферы АПК и разработали рекомендации по модернизации системы российского аграрного образования. По результатам анализа подготвлен доклад «Аграрное образование в контексте перехода к АПК 4.0. Анализ международного опыта. Рекомендации для России» для планерного заседания XXII Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.. 

Оставить нельзя модернизировать

Стремительный прогресс технологий затрагивает все отрасли экономики, в том числе и сельскохозяйственную. Облик и условия развития мирового агропромышленного комплекса (АПК) кардинально изменятся уже в ближайшее десятиления, прогнозируют учёные.

Новый этап технологического развития в мире получил название «АgroTech 4.0» (АПК 4.0). Его основы — внедрение «умных» решений, био- и нанотехнологий, робототехники, растущее влияние потребителей и новых ценностных ориентиров, изменения в структуре ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности.

Всё это меняет структуру занятости — с одной стороны снижается зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы и ставится под вопрос актуальность отдельных профессий, с другой — растут и быстро меняются требования к ключевым компетенциям.

В результате одним из трендов трансформации мирового АПК становится формирование новой модели аграрного образования. Её основные черты: междисциплинарность и развитие на стыке разных областей научных знаний, растущий в геометрической прогрессии объём научной информации, переход к «экономике знаний», главным ресурсом которой являются компетенции. Университеты, управляющие созданием этого ресурса, приобретают новую ролевую характеристику, преобразуясь в «предпринимательские университеты», которые совмещают научно-образовательную, инновационную и бизнес-функцию.

Больше не значит лучше

Российские аграрные университеты, как отмечают авторы доклада, на фоне новой технологической реальности оказались одними из наименее подготовленных. Об этом, как минимум, свидетельствуют данные международного рейтинга университетов мира QS. По предметной области «Сельское и лесное хозяйство» ни один из аграрных вузов РФ не включен в Топ-200 лидеров. В общем рейтинге представлен только один профильный университет — РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева. По состоянию на 2020 год он входит в группу вузов, занимающих 251-300 места.

Специалисты, которых готовят сейчас российские университеты, гораздо менее успешно вписываются в отрасль, чем их зарубежные коллеги, отмечают учёные, ссылаясь на данные по удельному показателю производства в агропродовольственном секторе в расчете на одного выпускника. Россия уступает США в 6 раз из расчёта объёма производства АПК, и в 7 раз из расчёта объёма аграрного экспорта.

Нехватка квалифицированных кадров — ключевая проблема современного российского АПК. В 2020 году проводился опрос 22 крупнейших агрохолдингов России. Результаты показали, что только в одном Центральном Черноземье номинальный ежегодный объём кадрового дефицита по «производственным» специальностям — около 2,3 тыс. специалистов. Речь идёт не только о новых для отрасли специальностях, как, например, генетика, биоинформатика, но и вполне традиционных — агрономы, ветеринары, зоотехники.

Аграрные профессии в России имеют низкий престиж из-за чего страдает «качество» абитуриентов, поступающих в аграрные вузы и их закрепляемость в профессии. При этом само образование ориентировано на массовый выпуск специалистов широкого профиля.

Результаты анализа показали, что за последние 10 лет американские аграрные вузы открыли 78 новых направлений подготовки. В целом за этот период подготовка осуществлялась по 387 направлениям, связанным с АПК и развитием сельских территорий. Это втрое больше, чем в России — 111 направлений (по данным 2019 года), включая специальности, не имеющие отношения к сельскому хозяйству — например, юристы и строители.

За последнее десятилетие в США подготовили почти 2 тыс. специалистов в области аграрной генетики, селекции и репродуктивных технологий, в России их подготовка не осуществлялась вообще. «Из американского перечня в почти 50 аграрных специальностей в области биологических и биомедицинских наук в России осуществляется подготовка только по двум — общая биология и биотехнологии», — отмечают авторы доклада. В американский перечень входят, например, такие узкие специальности, как медицинская микро- и бактериология, молекулярная генетика, фитопатология, токсикология животных, лимнология и т.п.

Авторы отмечают, что по многим специальностям в России просто невозможно подготовить специалистов по организационно-бюрократическим причинам — например, отсутствие утвержденных ФГОСов, или несоответствие ожидаемой численности студентов «контрольным цифрам приема». Тем не менее, уже сегодня в России нужны специалисты по репродуктивной биологии, иммунологии, селекции в садоводстве, генетике животных и многие другие.

Дефицит кадров образуется на фоне парадоксальной ситуации — отечественные аграрные вузы выпускают огромное количество молодых специалистов. В 2019 году их численность составила свыше 60 тыс., что почти на 30% больше, чем в США — 47 тыс. человек. Однако низкая закрепляемость выпускников в отрасли, консерватизм и зарегулированность российской образовательной аграрной системы ведут к тому, что сельскохозяйственная отрасль в результате страдает от острой нехватки кадров.

Зарубежный опыт

Кадровый дефицит в АПК и престиж аграрных профессий — проблема не только России. Она характерна для всех развитых стран, и, как отмечают авторы, вызвана общим набором предпосылок, связанных с трансформацией общественно-экономического уклада.

Американская образовательная модель имеет, например, свои проблемы — недостаточная «пропускная способность» университетов. Она вызывает количественный дефицит. Качественный также есть, но формулируется в перспективном контексте — дефицит кадров может проявиться при быстром переходе отрасли на новый технологический этап. Россия имеет и количественный, и качественный дефицит специалистов «здесь и сейчас».

Чтобы сформулировать рекомендации по модернизации российского аграрного образования, авторы доклада проанализировали опыт США, представляющий, как они отмечают, уникальный пример комплексного подхода и включающий наиболее широкий набор инструментов, которые используются в мировой практике преодоления подобных проблем.

Аграрное образование, как часть большего

Американское аграрное образование — не обособленная сфера. Наряду с научными исследованиями и аграрной экономикой оно полностью интегрировано в единый комплекс REE (Research, Education and Economics), миссия которого состоит в обеспечении лидерства США в области научных открытий и прикладных разработок, распространения информации и технологий.

Авторы отмечают, что Минсельхоз США (USDA) имеет возможность вовлекать в решение задач в сфере REE широкий спектр участников — вне зависимости от формы собственности — через развитую систему грантового финансирования.

«Образовательный конвейер»

Система аграрного образования в США основана на концепции «образовательного конвейера», что означает поддержку непрерывности и преемственности — обучение в течение всей жизни, начиная со средней школы.

В сфере обеспечения качества образования существуют две базовые программы (в комплексе охватывают все образовательные ступени от начальной школы до магистратуры): SPECA (Secondary Education, Two-Year Postsecondary Education, and Agriculture in the K-12 Classroom Challenge Grants Program) и HEC (Higher Education Challenge).

SPECA направлена на повышение качества образования в средних школах и колледжах. Её конечная цель — увеличение числа и разнообразия учеников, которые будут продолжать обучение на ступенях среднего специального образования, переходящего в бакалавриат.

HEC (Higher Education Challenge) же укрепляет образовательный потенциал университетов. Эта программа преследует две ключевые цели — повышение качества обучения бакалавров, магистров и первых профессиональных степеней в области ветеринарии.

Помимо этих двух программ существует ещё много других, направленных, например, на поддержку института аграрного образования в школах, внедрение STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) на всех участках образовательного конвейера, поддержку инновационных исследований для малого бизнеса, развитие партнёрств между частными организациями и государственными научно-исследовательскими центрами. В 2019 году по программам таких партнерств (SBIR — Small Business Innovation Research и STTR — Small Business Technology Transfer) была оказана поддержка 106 проектам на общую сумму 24 млн долларов.

Ключевые компоненты высшего аграрного образования США

Есть два ключевых компонента, на основе которых выстраивается модель высшего аграрного образования США и обеспечение его качества:

 компетентностный подход — создание для выпускника наилучших условий, позволяющих максимально быстро и эффективно включиться в реальную трудовую деятельность;

 создание наилучших условий для реализации потенциала талантливых и мотивированных студентов, их профессионального выбора и закрепления в профессии.

Для достижения этих целей используется кредитно-модульная система, а также практически-ориентированное обучение. Кредитно-модульная система позволяет сохранять преемственность и делает возможным переход студентов между образовательными учреждениями и на более высокие ступени образования.

Ориентация обучения на практику поддерживается на всех уровнях и ступенях образовательного процесса, начиная со средней школы и заканчивая повышением квалификации состоявшихся специалистов. Одним из компонентов практически-ориентированного обучения является партнёрство бизнеса и университетов, основанное в том числе на грантовой политике.

Что необходимо внедрять в России?

По результатам обзора зарубежного опыта подготовки специалистов для аграрной сферы, сотрудники Института аграрных исследований НИУ ВШЭ подготовили предложения по модернизации системы российского аграрного образования.

Прежде всего, по мнению исследователей, необходимо сформировать единый центр координации HТP АПК, который бы сосредоточился на разработке, актуализации и обеспечении реализации долгосрочной стратегии развития аграрной науки и образования в России. Эта стратегия должна быть направлена на достижение будущей глобальной конкурентоспособности отечественного АПК. «Без ясной системы целеполагания и полностью скоординированного подхода реализация любых инициатив в этой области будет обречена», — отмечают авторы доклада.

Далее необходимо создать специальный инструмент финансирования (систему конкурсных грантов). Этот инструмент должен позволить Минсельхозу управлять решением научных и образовательных задач вне зависимости от ведомственной подчинённости и формы собственности организаций-исполнителей.

Важно, по мнению учёных, модернизировать перечень академических программ аграрных вузов с учётом растущей включенности сельскохозяйственного производства в цепочки добавленной стоимости, интеграции в цифровую среду и рациональное природопользование.

Необходимо также ориентироваться на удовлетворение не только текущих, но и будущих кадровых потребностей. «Высшая школа должна позволять готовить специалистов, которые будут нужны отрасли через пять лет, а не тех, которые были нужны на момент создания образовательного стандарта (ФГОСа), открывать возможности выстраивания индивидуальных, в том числе и междисциплинарных образовательных треков, формирующих уникальные комбинации знаний и опыта», — отмечают авторы доклада.

Среднее профессиональное сельскохозяйственное образование также должно быть модернизировано. Оно, по мнению учёных, должно стать обязательной подготовительной ступенью для поступления в аграрные вузы.

Отдельное предложение касается довузовской профориентации в АПК. К ней необходим централизованный и скоординированный подход. Авторы предлагают создание специальных инструментов и стандартных «пакетных» решений для масштабирования сети агроклассов и агроэкологических объединений школьников. Система должна позволять быстро выстроить образовательный процесс в любой заинтересованной сельской школе.

Также, по мнению авторов доклада, необходим перезапуск Центров сельхозконсультирования как ключевого инструмента массового внедрения результатов НИОКР и повышения сельскохозяйственной грамотности работников АПК.

Если российская система аграрного образования не будет обновлена — разрыв с развитыми странами в горизонте 10 лет может стать необратимым, считают авторы доклада.

Это грозит существованию целых рынков продукции АПК, а ключевые технологии последнего поколения могут оказаться недоступными для российского бизнеса.
IQ

Материал подготовлен на основе доклада Института аграрных исследований НИУ ВШЭ «Аграрное образование в контексте перехода к АПК 4.0. Анализ международного опыта. Рекомендации для России».

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 20 апреля, 2021 г.