• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

2000 и 192 библионочи

Как меняются общедоступные библиотеки в рамках Национального проекта «Культура»

Wikimedia Commons

24 апреля 2021 года во всех библиотеках России пройдёт «Библионочь» — одно из самых популярных мероприятий среди посетителей библиотек, читателей и любителей литературы. Сейчас это событие — едва ли не самая известная трансформация современных библиотек. Однако на деле точечных изменений, которые происходят в рамках Нацпроекта «Культура», довольно много. Хотя, возможно, пока не все они столь заметны в масштабе страны. Изучением этих изменений посвящено совместное исследование Российской государственной библиотеки и проектно-учебной лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ. О его результатах IQ.HSE рассказала куратор совместных исследований РГБ и НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук Юлия Черненко.



Юлия Черненко,
кандидат филологических наук,
эксперт лаборатории медиакоммуникаций
в образовании, куратор совместных
исследований РГБ и НИУ ВШЭ


Национальный проект «Культура» стартовал 1 января 2019 года. До 31 декабря 2024 года на деньги из федерального бюджета планируется модернизировать 787 общедоступных библиотек, а работающие в них специалисты пройдут обучение и повышение квалификации в рамках направления «Творческие люди».

На первый взгляд может показаться — ну что такое 787 библиотек из 40 000, которые сейчас работают в России? Это меньше 2% всей библиотечной сети. Однако при грамотном использовании возможностей и правильной настройке даже такой небольшой процент инноваторов может запустить системные изменения в библиотечной сфере.

Согласно теории диффузии инноваций Эверетта Роджерса, для успешного распространения инновации в социальной системе необходимо несколько факторов: источник инновационного решения, сеть последователей инновации, которые будут обладать некоторым социальным весом в системе, и, конечно, время. Например, шесть лет — вполне достаточный срок для того, чтобы посетители успели оценить новые функции библиотек и привыкнуть к ним, представители власти — увидеть новые возможности библиотеки как организации и института, а сами библиотекари — получить новые смыслы своей работы и осознать, как их профессия меняется и адаптируется к требованиям времени.

Пока же, несмотря на пандемию и тотальный переход в цифровое пространство, у посетителей библиотеки с диджиталом не ассоциируются. Результаты опроса, проведённого в пилотном регионе исследования (Челябинская область), показывают, что пользователи библиотек до сих пор не пришли к чёткому согласию, что «можно» и что «нельзя» в библиотеке. Так, 34% респондентов отмечают, что неодобрительно относятся к идее кафе на территории библиотеки, 31% не приветствуют возможность организации детских комнат и зон, а 21% отметили, что не одобряют посещение библиотеки с целью подключения к сети Wi-Fi. При этом, отвечая на вопрос о том, каких функций хотелось бы от библиотеки, 36% респондентов указывают на возможность выпить кофе, 29% хотели бы видеть во взрослой библиотеке пространство, где могли бы проводить время дети, а стабильный беспроводной интернет и оборудованные рабочие места с розетками считают одним из самых важных условий в библиотеках соответственно 70% и 78% посетителей. 

Такое распределение показывает, что население, для которого работают библиотеки, пока не может четко сформулировать их миссию в современном обществе. Поэтому сейчас наиболее удачный момент для библиотекарей, чтобы транслировать и донести необходимые смыслы людям, сформировать новые направления работы и адаптировать к ним пользователей, в том числе молодое поколение, которое обладает наибольшим инновационным потенциалом.

Библиотеки активно осваивают цифровой мир, но отследить и измерить это сложно.

Проблема в официальной ежегодной отчётности библиотек. Для неё в приоритете до сих пор физический визит пользователя. И хотя библиотеки проводят многочисленные онлайн-мероприятия (эта работа заметно усилилась из-за пандемии COVID-19), пока нет комплексного решения, которое позволяло бы корректно и точно оценить их результаты.

Что касается самих библиотекарей, то для них обслуживание посетителей, непосредственный контакт с ними и проведение мероприятий для населения остаются приоритетными направлениями работы. При этом, в ходе исследования в пилотном регионе, мы не могли не отметить, что в самом профессиональном сообществе решение о необходимости инноваций уже назрело. Об этом свидетельствует и количество заявок, которые каждый год подаются на конкурс модернизации библиотек по модельному стандарту в рамках НП «Культура», и то, что говорят сами библиотекари. Многие из тех, кого мы интервьюировали, высказывали идеи о библиотеке как создателе новых культурных и просветительских медиапродуктов, инициаторе онлайн-проектов и активностей, агрегаторе местных сообществ.

Такая готовность к изменениям особенно важна, если учитывать международный контекст — в европейских странах, США и Канаде «библиотечно-информационная деятельность» как образовательный трек всё больше сближается с широким спектром IT-специализаций. Последние разработки в сфере международных стандартов образования для библиотекарей предполагают активное включение этих специалистов в цифровое пространство и умение работать с данными (то есть, получить навыки Digital Humanities и основные компетенции аналитика данных).

Таким образом, представления о профессии тоже трансформируются. Если раньше библиотекарь входил в список «профессий-пенсионеров», по версии Агентства стратегических инициатив, то события последних лет показывают, что библиотечное дело сможет в недалеком будущем перейти на новую, цифровую ступень.

Однако для такого перехода необходимо сделать две вещи. Во-первых, сократить дефицит молодых квалифицированных кадров и дефицит финансирования на комплектование фондов. Во-вторых, начать работать с опасениями, которые возникают у участников процесса трансформации.

Например, в ходе исследования мы выяснили, что одним из ключевых оказался страх перед технологиями — якобы цифровые сервисы и электронные базы данных заменят «живую», шелестящую страницами книгу, а также непосредственный, иногда почти дружеский контакт с библиотекарем. Поэтому при трансформации библиотек необходимо нащупать баланс между диджиталом и человеческим измерением в библиотечном деле. Этим отчасти занимается команда федерального проектного офиса, но поиск пока далёк от завершения.

Оценить итоги Нацпроекта комплексно удастся не раньше 2024 года, но результаты проведённого пилотного исследования показывают, что в отдельно взятом регионе НП «Культура» уже успел запустить системные изменения. В любом случае, 2192 дня работы над модернизацией российских библиотек — важная инвестиция со стороны государства. Мы же, со своей стороны, совместными усилиями будем изучать, как добиться от этой инвестиции максимального эффекта.
IQ 

Автор текста: Черненко Юлия Александровна, 22 апреля, 2021 г.