• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровой разрыв

Чем он грозит России и каковы его масштабы?

ИЛЛЮСТРАЦИИ, ГРАФИКИ И ИНФОГРАФИКА ДАРЬИ ДЕЛОНЕ

Россия — крайне неоднородная страна по уровню доступа к цифровым технологиям и владением ими. Большой цифровой разрыв существует на уровне регионов, а также внутри социальных и возрастных групп. Цифровая готовность — один из важнейших показателей, который должен учитываться при реализации программ цифровой трансформации в России. Коллектив учёных НИУ ВШЭ провёл исследование, позволяющее сформировать подходы к измерению цифровой готовности россиян, а также выявившего масштабы цифрового неравенства в нашей стране. Результаты представлены в докладе «Оценка цифровой готовности населения России», подготовленного к XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

Что такое цифровая готовность?

Термин «готовность» в толковых словарях русского языка трактуется как «согласие сделать что-нибудь, желание содействовать чему-нибудь». Когда речь идёт о готовности человека к внедрению цифровых технологий, это означает, что он согласен и/или желает использовать предлагаемые ему цифровые решения, а самое главное — понимает, как это можно сделать. Кроме того, он чувствует безопасность и надёжность при их применении, отмечают авторы доклада. 

На этом основании учёные предлагают определять уровень цифровой готовности населения посредством комплексной оценки двух интегральных индексов: цифровой грамотности и цифрового доверия.

Эти показатели входят в число ключевых в международных инструментах. Один из них, например, Индекс сетевой готовности, который с 2002 года формируется Всемирным экономическим форумом. Он основан на четырёх измерениях:

В 2020 году в индексе были представлены 134 государства. Россия заняла 48 место в группе стран с показателями «выше среднего». В десятке лидеров: Швеция, Дания, Сингапур, Нидерланды, Швейцария, Финляндия, Норвегия, США, Германия, Великобритания. 

Помимо этого индекса, существует несколько международных рейтингов, оценивающих готовность (зрелость) стран к цифровизации. Например, Индекс развития ИКТ (Международный союз электросвязи), Индекс цифровой экономики и общества (Европейская комиссия), Индекс цифровой эволюции (Университет Тафтса) и другие. Авторы доклада отмечают, что все индексы рассчитываются по стране в целом и отражают разные аспекты цифровизации. Единых подходов нет, однако в ряде индексов присутствуют близкие показатели, на основе которых можно проводить кросс-страновые и межрегиональные сравнения. 

О чём говорят российские показатели?

Цифровая готовность населения — один из важнейших показателей для России, где на федеральном уровне уделяется большое внимание цифровой трансформации. Однако цифровые компетенции населения — на уровне всей страны — пока недостаточно обследованы, несмотря на предусмотренную «сверхамбициозную» динамику по отдельным показателям цифровой трансформации к 2030 году. 

«Например, 80% общих собраний собственников в многоквартирных домах, проведённых посредством электронного голосования, или 50% граждан, находящихся на диспансерном наблюдении, по которым обеспечен дистанционный мониторинг состояния здоровья, в том числе на ЕПГУ, или 100% педагогических работников, получивших возможность использования верифицированного цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов и т.д», — таковы примеры прогнозируемых цифровых показателей. 

В феврале 2020 года в своем приказе Росстат утвердил методику расчёта показателя «Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики». В рамках этой методики определены показатели по пяти направлениям.

Учёные провели анализ данных обследований Росстата с использованием существующей методики за 2016 - 2019 годы. Выяснилось, что на протяжении этих четырёх лет не произошло существенных изменений в уровне большинства измеряемых навыков, в том числе в аспекте возрастных групп и уровней образования. 

Авторы доклада констатируют серьёзный цифровой разрыв в России. Он связан с разделением в цифровом доступе — зависимостью от наличия персонального компьютера и сети интернет, неравенством в уровне знаний и навыков и различиях в конечных результатах использования компьютера и интернета.

Например, в домохозяйствах, где есть интернет и/или персональный компьютер, почти половина респондентов владеет навыками работы в текстовых редакторах, каждый четвёртый — навыками работы с электронными таблицами, а каждый десятый может создавать электронные презентации. Там, где нет интернета и/или персонального компьютера только около 7% могут работать в текстовых редакторах, около 4% с электронными таблицами и менее 1% создавать электронные презентации. 

Отдельное внимание авторы обращают на цифровое взаимодействие граждан с органами государственной власти. На данных 2019 года они проанализировали различия в выполнении четырёх самых распространенных действий в сети при взаимодействии с органами госвласти: 

 получение информации с сайта,

 скачивание с сайта типовых форм для заполнения,

 отправка заполненных форм,

 получение результатов госуслуг в электронном виде.

Подтвердилось, что чем выше уровень образования, тем активнее граждане совершают подобные действия. Большой разрыв также существует в зависимости от места проживания — городское или сельское поселение. 

Существенный цифровой разрыв обнаружился и между российскими регионами. Всё это, по мнению авторов, является достаточно серьёзным вызовом для развития цифровой экономики в РФ.

Каков уровень цифровой грамотности?

В 2021 году авторы доклада провели социологический интернет-опрос среди жителей РФ с целью прояснить уровень цифровой грамотности и цифрового доверия граждан с учётом международных подходов в измерении этих показателей. Опрос проводился с использованием запрограммированной формализованной онлайн-анкеты объёмом в 116 вопросов. В нём приняли участие 2180 человек в возрасте от 18 до 75 лет.

Для анализа уровня цифровой грамотности в исследовании использовался опросник DigCompSAT, разработанный Европейской комиссией для самотестирования с учётом перспектив трудоустройства. Респонденты оценивали свой уровень по 82 компетенциям, начиная от самых простых, как например, поиск в интернете, и заканчивая сложными — умением применять инструменты для обработки данных, создавать мультимедийные презентации и т.п. 

Результаты были сгруппированы по пяти направлениям (блокам): информационная грамотность, коммуникация и взаимодействие, создание цифрового контента, безопасность, решение проблем. А также по трём уровням: базовый, средний, продвинутый. 

Выяснилось, что базовый уровень цифровой грамотности по всем компетенциям и блокам есть у 59,4% респондентов, 38,4% находятся на начальном уровне (⅔ компетенций по всем блокам), не владеет базовыми цифровыми компетенциями вообще — 2% россиян. Здесь, как и на остальных уровнях владения компетенциями, учёные зафиксировали зависимость от возраста, образования, материального положения и типа населенного пункта. 

Средний уровень цифровой грамотности по всем компетенциям исследователи зафиксировали у 19,5% респондентов, промежуточный (⅔ компетенций из всех блоков среднего уровня) — у 66% респондентов. На продвинутом уровне цифровой грамотности по всем компетенциям находятся только 3% респондентов и 35% занимают промежуточное положение (⅔ компетенций из всех блоков продвинутого уровня). 

Цифровое доверие

Для анализа уровня цифрового доверия среди россиян исследователи разработали ряд вопросов. Они отражают следующие аспекты: 

 опыт использования респондентами цифровых сервисов государственных и частных компаний,

 отношение к онлайн и офлайн взаимодействиям,

 отношение к ключевым рискам, которые связаны с получением услуг через интернет.

Опрос с их помощью показал достаточно высокий уровень доверия граждан большинству созданных государственных и коммерческих цифровых сервисов. В целом 85% взрослого населения России (18-75 лет) доверяют цифровым сервисам государства, 84,5% денежным переводам онлайн и 70,5% цифровым сервисам для приобретения товаров и услуг.

Интересно, что чем выше базовый уровень цифровых компетенций у пользователей, тем выше у них и уровень доверия онлайн-сервисам налоговой службы, ГИБДД, Госуслугам, МФЦ, сервисам денежных переводов и покупке товаров в интернет-магазинах. Помимо прочего, респонденты с высоким базовым уровнем цифровых компетенций более склонны доверять онлайн-взаимодействиям с государственным организациями, крупными банками и НКО (в части подачи заявки (документов), получения результатов, заключения договора). 

Учёные изучили, что влияет на готовность россиян использовать цифровой сервис. В результате выявились две группы факторов. Сила их воздействия на выбор респондентов зависит от уровня цифровых компетенций и социального статуса. Первую группу учёные обобщили как доверие технологиям, вторую — как социальное доверие.

Выяснилось, что чем выше уровень цифровой грамотности (от начального до продвинутого), тем слабее влияние фактора «доверие технологиям» при принятии решения использовать цифровой сервис. Так, для бизнесменов при использовании сервиса, наиболее сильное влияние имеет фактор социального доверия. А вот для военнослужащих, наоборот, ярче выражен фактор доверия технологиям. Тогда как для учащихся (студентов) оба фактора одинаково значимы. 

В ходе исследования респондентам также было предложено оценить семь различных проблем, которые могут вызывать у них обеспокоенность. Эти проблемы также были сгруппированы в два больших фактора: недоверие технологиям (например, сбои в работе системы) и социально-этическое недоверие (утечка данных, их использование не по назначению, возможность слежки и контроля). 

Оказалось, что чем выше уровень цифровой грамотности, тем слабее влияние фактора недоверия технологиям и сильнее влияние фактора социально-этического недоверия. У студентов выражен фактор недоверия технологиям, а фактор этического недоверия сильнее у безработных, самозанятых и руководителей. 

Обнаружилось, что чем выше уровень цифровой грамотности, тем выше уровень доверия технологичным компаниям, например, Яндексу. 

В целом в ходе исследования подтвердились гипотезы о том, что чем выше уровень цифровой грамотности пользователей, тем выше у них уровень цифрового доверия и тем чаще они используют цифровые технологии для личного и профессионального развития. А также, что у них выше оценка безопасности цифровых сервисов государственных и коммерческих организаций. 

Почему цифровой разрыв нельзя игнорировать 

Результаты проведенного исследования подтвердили, что уровень цифровой готовности населения к использованию цифровых сервисов и технологий зависит от уровня владения цифровыми компетенциями и уровня цифрового доверия. Чем выше уровень цифрового доверия, тем чаще человек использует цифровые сервисы и технологии. 

Высокий кредит цифрового доверия населения, выявленный учёными, может стать драйвером не только цифровой трансформации государственного сектора в России, но и социально-экономического роста страны в целом.

В то же время авторы доклада акцентируют внимание на наличии серьёзного разрыва в уровнях цифровых компетенций среди россиян. Причём он усугубляется и является одним из критических факторов, препятствующих внедрению цифровых технологий. 

«Игнорирование уровней цифровой готовности и серьёзного цифрового разрыва в России полностью нивелирует все инициативы и меры, которые предпринимаются сегодня Правительством РФ в целях цифровой трансформации государства и общества», — говорится в докладе. Проблема серьёзного цифрового разрыва в России, проявляющегося между регионами и социальным группам на трёх уровнях — цифрового доступа, цифровых возможностей и цифровых результатов — должна, по мнению учёных, стать отдельной темой для глубокого изучения. 

В числе предложений авторов доклада: изменение методики расчёта показателя, связанного с цифровой грамотностью и компетенциями, а также выработка целевых стратегий. Они должны быть направлены на сокращение цифрового разрыва в стране и обеспечение безопасности внедрения и использования цифровых сервисов и технологий.
IQ
 

Материал написан на основе доклада «Оценка цифровой готовности населения России», созданного авторским коллективом в лице: Натальи Дмитриевой, старшего научного сотрудника Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, Андрея Жулина, директора Института государственного и мунициального управления НИУ ВШЭ, Руслана Артамонова, заместителя директора Дирекции по экспертно-аналитической работе, Эдуарда Титова, младшего научного сотрудника Международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении.

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 28 апреля, 2021 г.