• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тезаурус переживаний

Как использовать диалог для передачи эмоций в сценариях и текстах

ISTOCK

В издательстве Альпина нон-фикшн вышел перевод книги «Тезаурус эмоций. Руководство для писателей и сценаристов» Анджелы Акерман и Бекки Пульизи. IQ.HSE предлагает ознакомиться с главой, посвящённой передаче эмоциональных состояний через диалоги.

Как только вы поняли, что за человек ваш герой и какой эмоциональный отклик ему свойственен, вы можете писать. Как уже отмечалось, коммуникация происходит одновременно на вербальном и невербальном уровнях, и писатели должны хорошо научиться использовать оба эти аспекта, чтобы показать эмоциональное состояние персонажа. Начнем с первого.

Диалог — основной способ нашей коммуникации с другими людьми, используемый, чтобы делиться идеями и информацией. Кроме того, это очень важный элемент нашей связи с людьми. Именно из стремления к более тесным отношениям мы идем пить кофе с друзьями, устраиваем свидания с возлюбленными и выспрашиваем своих детей, как у них прошел день: мы хотим упрочить наши связи, и самый надежный способ добиться этого — поделиться своими чувствами с другими. Это происходит, поскольку проявление эмоций предполагает уязвимость — необходимость отбросить защитную броню и обнажить ранимое сердце, — что почти всегда приводит к углублению отношений.

Нет ничего естественнее, чем выявить эмоции персонажей в их разговоре друг с другом. Важно использовать этот элемент правильно, потому что читатели прекрасно знают, как выглядят эти вербальные взаимодействия в реальной жизни. Если вы хотите написать убедительный для читателя диалог, демонстрирующий чувства вашего героя, прислушайтесь к следующим советам.

Опирайтесь на личность и предысторию персонажа

Именно для этого вы проделали всю ту работу, о которой шла речь в предыдущем разделе, — поскольку от того, что за личность ваш персонаж, зависит его эмоциональный отклик на обстоятельства. Например, представим человека, вынужденного начать сложный разговор с начальником. Как пройдет разговор, по большей части зависит от личности героя. Вот как это может выглядеть, если он робок или не уверен в себе.

Джейсон робко постучал в дверной косяк. Начальница не удостоила его взглядом, продолжив просматривать цифры в отчете о продажах.

— Мм, миссис Свонсон?
Тишина.
Он потоптался, не зная, как начать. Нельзя ему облажаться! Нельзя пропустить еще одну игру Кристины.
Джейсон сделал полшага:
— Мм… насчет этих выходных… Я знаю, вы прислали письмо, что я нужен на работе, но… Это… у меня вроде как уже были планы…
— Отмените их, — ответила она голосом, не более милосердным, чем ее красный маркер.
Не дождавшись ответа, миссис Свонсон взглянула на него. Он тут же опустил глаза.

Этот диалог имеет смысл, если у героя характер как у Джейсона. Однако с уверенным и не боящимся конфронтации персонажем он прошел бы иначе.

Громко постучав, Доминик распахнул дверь:

— Позвольте, миссис Свонсон!
Молчание.
Он откашлялся, сжимая дверную ручку:
— Я не могу работать в эти выходные. У меня другие планы.
— Отмените их, — ответила она, не удостоив Доминика взглядом.
Внутри все закипело, и он аж выпрямился.
— Вы не можете взвалить на меня работу в последнюю минуту! — Его голос зазвучал громче — что ж, плевать! — Я могу задержаться вечером в понедельник, но не в эти выходные. Это максимум.
Наконец миссис Свонсон обратила внимание на Доминика и устремила на него свой фирменный взгляд, который он встретил, не дрогнув. Если она думает, что запугает его игрой в гляделки, значит, она не сталкивалась с ним в его двенадцать лет!

Оба персонажа в сценарии были нервными, но эта эмоция проявлялась по-разному в зависимости от характера каждого. Поэтому так важно заранее изучить предысторию своих героев, чтобы знать их склонности и вероятные реакции, когда становится жарко.

Сочетайте вербальные и невербальные элементы

Рассматривая диалог, мы почти всегда приравниваем его к речи. В действительности диалог не сводится к произносимым словам. Язык тела — еще один компонент любого взаимодействия. Упустив его, вы получите диалог неестественный, и читатели утратят связь с повествованием. Рассмотрим для примера разговор Джейсона с начальницей, сохранив только речь:

— Мм, миссис Свонсон?

— Мм… насчет выходных… Я знаю, вы прислали письмо, что я нужен на работе, но… Это… у меня вроде как уже были планы…
— Отмените их.

Диалог по-прежнему передает нервозность Джейсона, но очень мало говорит о его личности и выглядит нелепо, поскольку диалоги такими не бывают. Люди меняют положение тела, когда говорят, расхаживают из угла в угол и могут даже взаимодействовать с предметами, чтобы собраться с мыслями. Эти движения, важные для раскрытия эмоций, могут также характеризовать личность персонажа, убивая двух зайцев одним выстрелом и добавляя сцене многоплановость.

Небольшие действия, происходящие во время разговора, Браун и Кинг, авторы прекрасного пособия «Саморедактирование для писателей-прозаиков», называют битами. Биты служат многим целям, в том числе показывают, что чувствует персонаж в связи с произносимыми им же словами. Биты Джейсона (робкий стук в дверь, топтание на месте и шаркающие шаги, неспособность выдержать взгляд начальницы) четко и ясно выражают его нервозность. Накапливаясь, они достигают второй цели, раскрывая и его личность.

Голосовые сигналы — изменения звучания голоса и паттернов речи — также присутствуют, когда героя обуревают эмоции. Мы видим это в нерешительности Джейсона и в окрепшем голосе Доминика.

Итак, создавая беседу, тщательно обдумывайте слова персонажа, но уделите внимание тому, как эмоции скажутся на его голосе. Обязательно включите биты, сообщающие читателю, что чувствует персонаж, а также добавляющие штрихи к его личности.

Осторожнее с указателями

Поскольку мы говорим о словах, стоящих за словами, давайте коснемся указателей в диалогической речи. Это фразы, сообщающие читателю, кто говорит: он сказал, она пробормотала, они прокричали и т. д. Вариантов множество, и некоторые действительно выражают эмоции. Слова, сказанные шепотом, однозначно передают чувства, как и в случаях, когда их промямлили, провизжали или пропели. Однако через какое-то время эти необычные указатели начинают колоть глаза и могут придать вашему тексту преувеличенный или мелодраматичный характер.

Это реже случается с обычным «сказал», настолько привычным, что оно почти незаметно на странице. Если вы не злоупотребляете этим словом, то можете использовать его применительно ко всем персонажам, и это не будет выглядеть повтором. Что же касается выразительных указателей, есть правило: приберегите их для важных сцен или остроэмоциональных моментов. Используйте их время от времени, и они будут работать на ваше повествование, а не против него.

Важно помнить, что указатели нужны не всегда. Если вы боитесь, что читатели не поймут, кто говорит, то можете решить эту проблему с помощью хорошо прописанных битов. Вернемся к приведенным примерам: хотя персонажи обменялись лишь несколькими словами, в каждом имеется одно прямое указание. Однако благодаря битам, связанным с каждым говорящим, следить за диалогом легко.

Показывайте изменение эмоций с помощью голосовых сигналов

Как уже было сказано, сам голос является средством, с помощью которого можно показать эмоциональное состояние персонажа. Он меняется одним из первых, когда нас обуревает сильное чувство, и в первое мгновение это очень трудно скрыть. Если вы сумеете уловить этот момент утраты контроля над голосом, то сможете ясно сообщить читателю, что эмоции кипят. Для этого поэкспериментируйте со следующими голосовыми элементами.

Высота. Становится ли голос высоким и пронзительным или низким и рокочущим?

Громкость. Переходит ли персонаж к почти крику? Падает ли голос практически до шепота? Очевидно ли, что герой пытается сохранить разумную громкость голоса?

Тон. Когда человек приходит в возбуждение, меняется ли его ясная речь на задыхающуюся или хриплую? Когда персонаж вот-вот заплачет, становится ли его голос ломким или надтреснутым? Теряет ли он всякое выражение и становится монотонным, когда накатывает гнев?

Паттерны речи. Ваша говорливая героиня вдруг замолкает? У ее робкого, спотыкающегося на каждом слове собеседника начинается словоизвержение? В диалогической речи хорошо образованного героя начинает хромать грамматика? Персонаж начинает заикаться или шепелявить?

Выбор слов. Какие слова, не используемые персонажем в обычной ситуации, могут проскользнуть в его словарь на пике эмоций? Проклятия и брань? Слова и фразы его родного языка? Истертые банальности?

Если вы установили базовый уровень обычной речи и голосовых паттернов персонажа, то изменение может подсказать читателю, что произошел эмоциональный сдвиг. Одно предупреждение: многие из этих указателей применимы к нескольким чувствам. Дрожащий голос способен выражать печаль, страх, неуверенность, злость или нервозность, и без дополнительной информации читатель не будет знать, что именно чувствует герой. Поэтому важно объединять голосовые сигналы с мыслями (если используемый фокус это позволяет) или языком тела. Сообщив контекст ситуации, вы также проясните ее для читателя.

Усильте действенность диалога

Реальный разговор носит комплексный характер; хотя главное его содержание — обмен знаниями или их получение, это редко единственная цель взаимодействия. Однако в повествованиях мы часто используем диалог лишь для одного: чтобы открыть информацию читателю или другому персонажу. Это может оборачиваться информационным вбросом, когда автор вываливает посреди действия объемный фрагмент предыстории или нарратива. Информационных вбросов следует избегать, поскольку это скучно и замедляет развитие действия, а следовательно, интерес читателя угасает.

Это не значит, что диалог — неподходящее средство передачи информации, подходящее! Просто это не должно быть его единственной целью. Чтобы речевые взаимодействия персонажей были острыми и многомерными, спросите себя: «Чего мой герой хочет добиться этим разговором?»

Люди вступают в коммуникацию друг с другом по разным причинам: одни — для общения, другие хотят поддержки (Ух ты, Анна, ты такая проницательная!). Властный человек стремится обрести контроль, доминируя в вербальных взаимодействиях с окружающими. Другая личность желает почувствовать свою значимость, перемалывая с соседями свежие сплетни. Список бесконечен.

Если вы знаете цель персонажа в разговоре, то лучше представляете себе, что он мог бы сделать, чтобы ее достичь: направить разговор в определенную сторону, манипулировать собеседником, избегать каких-то тем, отстраняться в определенные моменты и т. д. Это поможет вам понять, к чему приведет разговор.

Важно также отметить, что участники беседы могут стремиться к разным целям. Это приводит часто к внутреннему конфликту, поскольку противоположные цели порождают ситуацию, когда кто-то из них — возможно, оба — не получит желаемого. Представим, что героиня А заводит разговор, питая нежные чувства к герою Б, который отвечает только потому, что, продемонстрировав к ней дружеское расположение, может получить желаемое (уважение, деловые связи, алиби и т. д.). Кто-то в этом сценарии неизбежно столкнется с препятствием — сразу или по ходу разговора, — а разочарование в ожиданиях обычно приводит к эмоциональному всплеску, что всегда помогает удержать интерес читателя.

Итак, безусловно, вербальные обмены персонажей следует использовать, чтобы раскрыть информацию, которую вы хотите сообщить, но использовать не в вакууме. Делайте беседу интересной, учитывая цель каждого персонажа и применяя это знание для того, чтобы в обмен репликами добавить эмоций.

Пример эмоции: безысходность

Определение: полная утрата надежды; уныние.

Сигналы тела и поведенческие проявления

Плечи опущены, руки совершенно безвольны.

Впалая грудь.

Унылое выражение лица.

Опущенная голова.

Человек тяжело вздыхает и закрывает глаза.

Сведенные брови.

Гримаса боли.

Человек открывает рот, но не говорит ни слова.

Человек обмякает, где стоял или сидел.

Человек нерешительно разводит руками.

Человек сидит с безвольно опущенными руками.

Тело наклонено вперед, руки бессильно лежат на коленях.

Поверхностный, но слышимый вдох.

Человек сидит, вяло откинувшись на спинку и безучастно свесив руки.

Человек запрокидывает голову, чтобы взглянуть в небо, затем обреченно роняет голову на грудь.

Волосы, спадающие на лицо.

Человек спотыкается (ноги волочатся и цепляются друг за друга при каждом шаге).

Покрасневшие глаза.

Слезы текут сами, и человек не пытается их вытирать.

Лицо, прикрытое ладонью.

Человек растирает грудь ладонью, словно пытаясь унять боль.

Человек хватается за голову, запуская пальцы в волосы.

У человека подгибаются колени, но у него получается сохранить равновесие.

Сдавленные или безудержные рыдания.

Поток слез или стенания.

Человек не в силах владеть своим телом (падает в кресло, натыкается на стол или стену).

Вздохи: О боже мой! или Нет, этого не может быть!

Человек медленно качает головой, закрыв глаза.

Стиснутые или искаженные гримасой губы.

Сидя за столом, человек опускает голову на руки.

Человек обессиленно роняет руку на плечо спокойного спутника.

Впечатление, что человек стал меньше (съежился, скрючился).

Уход в себя (человек не реагирует на вопросы или прикосновения).

Человек не следит за тем, что говорит, или разговаривает сам с собой: Мы все обречены.

Внутренние ощущения

Внезапная тяжесть или оцепенение.

Тошнота.

Шум в голове.

Головная боль.

Руки и ноги, дрожащие от слабости.

Ком в горле.

Глаза застилают слезы, взгляд мутится.

Липкость во рту из-за избыточного слюноотделения.

Психологические реакции

Утрата чувства времени.

В голове крутятся мрачные мысли: Вот и все, она ушла. Теперь я один. Мне без нее не справиться.

Ощущение, что события происходят слишком быстро, чтобы их можно было контролировать.

Эмоциональное отупение; человеку все равно, кто на него смотрит или наблюдает за ним.

Искаженное восприятие (человек замедленно реагирует на движение, не слышит, что ему говорят, не сразу узнает знакомого и т. д.).

Мыслительная отключка.

Моментальные или долгосрочные реакции на эту эмоцию

Депрессивное состояние.

Человек ищет утешение в алкоголе или наркотиках.

Обдумывание или попытки суицида.

Бесчувственность; человек говорит жестокие вещи, не заботясь о последствиях.

Признаки подавления этой эмоции

Попытки делать вид, что все в порядке (вспыхивающая и тут же исчезающая улыбка, фальшивый энтузиазм и т. д.).

Человек хватается за какое-то дело, чтобы перестать думать о случившемся.

Человек держит произошедшее в тайне, чтобы остальные сохранили надежду.

Ложь; человек утверждает, будто все прекрасно.

Может усилиться до: ожесточенности, опустошенности, скорби, подавленности, чувства поражения.

Может ослабнуть до: беспомощности, грусти, уязвимости, оптимизма.

Связанные действенные глаголы: деморализовать, истощать, маяться, обмякнуть, ослабеть, плакать, покончить, поникнуть, разгромить, рухнуть, сдаться, сетовать, содрогаться, споткнуться, упасть, усохнуть, утратить, эмоционально отупеть.

Совет писателю. Инстинктивные ощущения выразительны, но, если описывать их слишком часто, могут утратить свое воздействие. Приберегайте их для ситуаций, когда особенно важно придать сцене мощное эмоциональное звучание.
IQ

31 мая