• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В российском IT-фрилансе обнаружили гендерную дискриминацию

Женщины-разработчики получают меньше заказов и теряют до 65% дополнительных доходов в год

ISTOCK

Сначала коротко

Ситуация: Фриланс в сфере компьютерных технологий — один из наиболее перспективных сегментов занятости. Потребность многих компаний в цифровизации позволяет ему быстро развиваться. Разработчики IT-продуктов имеют перспективу добиться профессионального успеха вне зависимости от гендерной принадлежности — фактора, который препятствует карьере на традиционном рынке труда.

На деле: В целом в гиг-экономике женщин лишь 26%, а часовая ставка их зарплаты — всего две трети от заработка мужчин. Кроме того, женщины меньше представлены среди IT-специалистов на онлайн-платформах по поиску работы для фрилансеров и у них более узкий перечень специализаций.

Теперь подробнее

Аспирантка факультета социальных наук НИУ ВШЭ Ольга Вилкова доказала, что на российских онлайн-биржах труда — сайтах, где самозанятые ищут и находят заказы, среди IT-разработчиков присутствуют неравенство и дискриминация. Исследование базируется на социологическом подходе Игоря Кона к изучению предубеждений — когда​ анализируется не их носитель (в данном случае заказчик работ), а «среда, в которой предубеждения могут существовать», то есть сами онлайн-биржи.

Данные были получены с крупнейшей русскоязычной фриланс-платформы FL.ru. Проанализирована информация, в том числе о профессиональной успешности 54 тысяч разработчиков, зарегистрированных на сайте. Результаты опубликованы в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».

О чём речь?

Хотя экономика фриланса новая и «цифровая», специалист в ней нанимается как обычно: заказчик выбирает его из общего списка по характеристикам, видимым на личной странице. На выбор, кроме рейтинговых показателей и отзывов, влияют стереотипы. Гендерный приводит к тому, что женщинам могут реже предлагать проекты, меньше платить за равный с мужчинами труд, выставлять худшие оценки, практиковать «дискриминирующий» стиль общения.

Всё это ухудшает позиции соискательниц в конкурентной среде, вынуждает их занижать цены, перевыполнять план, тратить больше времени на продвижение, обходить систему (например, указывать в своем профиле имя мужа). В конечном счёте, вероятность найти новую вакансию у них оказывается меньше, а уровень дохода отстаёт от «мужского». Особенно в такой области, как IT, где мужчины изначально лидируют: в значительном числе специализаций отрасли женщин-фрилансеров на интернет-биржах труда просто нет.

Как изучали?

Сбор данных с FL.ru производился автоматической программой (парсером). Данные извлекались методом веб-скрейпинга.

Веб-скрейпинг — «практика​ сбора открытых данных с веб-страниц и форм, не предназначенных для этого (то есть в большинстве случаев в обход интерфейсных правил пользования веб-сайтом, API и других ограничений)». Подробнее о методе можно узнать в статье Ольги Вилковой «К вопросу о научной осмысленности применения веб-скрейпинга как метода сбора данных в социологических исследованиях».

В результате были получены: социально-демографическая информация о фрилансерах в IT, зарегистрированных на FL.ru с 2005 по 2019 год, показатели их активности и результативности на портале (позиция в поисковой выдаче, доля положительных отзывов, количество посещений профиля, общий рейтинг, частота выбора исполнителя заказчиками), а также сведения о выполненных проектах, в том числе о стоимости услуг.

Кроме того, проведено 20 глубинных онлайн-интервью с женщинами-разработчиками, использующими FL.ru как основную площадку для поиска заказов. Им задавались вопросы о проявлении гендерной дискриминации при общении с клиентами, выполнении работы, её оплате и оценке. А ещё — «о случаях, когда онлайн-­биржи занижали параметры результативности в профиле», то есть рейтинг и позицию в списке поисковой выдачи после того, как клиент оставлял негативные отзывы.

Что получили?

54 тыс. фрилансеров оказались распределенными по 33 специализациям, в основном это веб-разработка (68,1% проанализированных профилей), веб-программирование (32,6 %), вёрстка (15,3 %), изготовление сайтов «под ключ» (11,9 %).

Мужчин существенно больше и они заняты по всем направлениям. Женщины — лишь по 17 из 33, чаще в веб-программировании, сайтах «под ключ», вёрстке, разработке и поддержке интернет-магазинов, тестировании, сайтах и приложениях для Android .

Профессиональная сегрегация, то есть разделение специальностей на исконно мужские или женские, не очевидна, в то время как гендерная дискриминация — наоборот, отмечает автор исследования.

«Женщины и мужчины выполняют примерно одинаковые по трудоёмкости и сложности проекты, но статус, достигаемый женщинами-разработчиками на онлайн-­биржах, в целом ниже», — говорит Ольга Вилкова.

С женщинами клиенты взаимодействует реже. В итоге — худшие по сравнению с мужчинами позиции в поисковой выдаче, за исключением проектов верстки и Flash-/Flex-программирования. Однако на последнюю технологию мужчины и сами не особенно претендуют — как на морально устаревающую.

В остальных категориях, «ориентируясь​ на топ выдачи», заказчик чаще видит мужчин. Шансы женщин получить проект и их доходы снижаются.

Гендерная дискриминация в цифрах. Что показало исследование

 Персональные страницы женщин посещаются реже: по общей выборке из 33 специализаций — на 49%, по специализациям, где есть женщины, — на 8%.

 Женщин на 43 % реже, чем мужчин выбирают в качестве исполнителей проекта.

 Общий рейтинг фрилансера на 69% выше у мужчин — по всем специализациям, а по специализациям, где есть женщины, — на 19%.

 Средний чек проекта у мужчин по общей выборке больше на 52% (5112 руб. против 2428 руб. у женщин). По специализациям с фрилансерами обоих полов на 0,6% (2500​ руб. против 2485 руб.).

 Среднегодовой доход в зависимости от выборок отличается на 83% и 65% в пользу мужчин.

По среднему чеку женщины лидируют в шести специализациях (из 14, по которым была известна стоимость работ):

 системы администрирования CMS — на 33%;

 флеш-сайты — на 26 %;

 QA-тестирование — на 14 %;

 вёрстка — на 12 %;

 1С-программирование — на 10 %;

 создание интернет-магазинов — на 4%.

При этом решение самых высокооплачиваемых задач остаётся мужской привилегией. Наиболее прибыльные заказы связаны с системным программированием (в среднем около 48 тыс. руб. за проект) и базами данных (20 тыс. руб.), но женщин-разработчиков в таких областях на FL.ru нет.

Преимущество в средних чеках по шести направлениям не даёт больший, чем у мужчин, среднегодовой заработок. У женщин он существенно ниже, причём даже в этих шести специализациях. «Вероятно, не все проекты (либо не в полном объёме) фрилансеры женщины доводят до конца», — предполагает исследовательница.

Распределение среднегодового дохода на человека в разрезе гендера и специализации (руб., N = 54 107 чел.)

Отдельные текстовые отзывы клиенты чаще оставляют по результатам выполнения проекта мужчинами — в среднем на женщину-разработчика приходится 20 отзывов, на мужчину — 25. С учётом того, что женщины работают в меньшем числе специализаций, «внимание приблизительно равновелико», оценок со знаком плюс у мужчин немногим больше, а доля женщин со 100-процентным положительным фидбеком даже выше: 71,4% против 69,2%.

Фрилансеры-разработчики женщины и мужчины в отзывах заказчиков (по данным исследования)

Женщины

Мужчины

  • вдумчивы, терпеливы, лучше коммуницируют

  • менее склонны к риску и к овладению новыми технологиями

  • чаще перевыполняют план по задаче

  • более клиентоориентированы: предлагают услуги по бесплатным консультациям и обучению

  • нацелены на результат, делают не «как проще», а «как лучше»

  • адекватно относятся к комментариям, чаще готовы вносить множество правок

  • предоставляют рекомендации, рассказывают «больше, чем должны»

  • крайне редко вступают в споры с заказчиками или пытаются оправдать свои действия

  • высокое качество работ при минимальном количестве вопросов и общении с заказчиками

  • чаще сразу пишут код с комментариями, без дополнительных отчётов

  • помимо выполнения обязательных требований, чаще предлагают разработку дополнительного функционала

  • демонстрируют более непостоянное поведение (пропадают, перестают отвечать на звонки)

  • проявляют бо́льшую заинтересованность в стоимости проекта

  • активно и даже агрессивно отстаивают свою позицию в спорах с клиентами

«По гендерному признаку гнобят. Не верят в то, что у женщины мозги тоже могут работать», — признаются участницы интервью, проведённых в рамках исследования. Проявляется это в «хамском поведении в общении, в “подколах”, проверках с тестовыми вопросами для новичков».

«Две информантки описали ситуации, когда заказчики звонят и уточняют, что в профиле указана женщина-разработчик, а не женщина, являющаяся менеджером разработчика, — рассказывает Ольга Вилкова. — При анализе аккаунтов пользователей нередко встречается ситуация, когда в профиле указывается мужской пол и мужские ФИО, а отзывы заказчики пишут чаще женщине, чем мужчине по данным профиля: такая ситуация свойственна семейным парам, в которых часть проектов выполняется женщиной».

В том, что дискриминация во фрилансе в принципе невозможна, а гендер при должном качестве работ не имеет значения, уверены немногие. Абсолютное большинство собеседниц сошлись на том, что она существует, предрассудки живы и «включаются» сразу — на этапе выбора работника заказчиком.

Для чего это нужно?

Фриланс в IT — многообещающая область для тех, кто верит в свободный труд и профессиональный успех без офисных ограничений, и если равенства возможностей и свободы конкуренции в этой сфере в действительности не существует, об этом надо как минимум знать и не питать иллюзий. Исследование НИУ ВШЭ наличие дискриминации доказывает на большом массиве данных. На сегодня других подобных работ — с «комплексным анализом притеснения женщин» в IT на российских интернет-биржах заказов — нет.
IQ
 

Автор исследования:
Ольга Вилкова, аспирантка кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 6 июля, 2021 г.