• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономический Perpetuum Mobile

Почему всем нужно знать финансовый инжиниринг

ISTOCK

Современный финансовый рынок — очень сложная вещь. На нём масса новых производных инструментов и запутанных схем, балансирующих риски и доходность. Их создание называется финансовым инжинирингом. Как это работает — на примере экономического «вечного двигателя» с постоянной доходностью — объясняет доцент факультета экономических наук и старший научный сотрудник Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Генрих Пеникас в двадцатом выпуске рубрики «Экономист на диване».



Генрих Пеникас,
доцент факультета экономических наук,
старший научный сотрудник
Международной научно-учебной лаборатории
анализа и выбора решений НИУ ВШЭ


Французская Академия наук ещё несколько столетий назад отказалась рассматривать работы, претендующие на изобретение вечного двигателя — Perpetuum Mobile. Тем не менее, это не останавливает людей от попыток его создания до сих пор. В том числе и в экономике.

Но как же создать экономический «вечный двигатель», ведь всем известно, что из ниоткуда ничего не возьмётся? Верно, нужна отправная точка. Пусть у нас есть фондовый рынок. На нём торгуется только одна акция компании «Ромашка». Её цена может вырасти или упасть на 10% за год.

Далее, предположим, что мы банк и хотим всегда получать по 5% годовых. Где же взять продукт с такой доходностью, если в нашей упрощённой экономике есть только акция с изменчивой стоимостью? Ответ простой — создать!

Открываем отдельную компанию «Василёк». Уставный капитал составляет 100 рублей. Это цена акций «Василька». Дополнительно компания привлекает ещё 100 рублей в виде особенной ценной бумаги. По ней компания и предлагает желаемые 5% годовых. Таким образом, у компании есть 200 рублей. На них «Василёк» покупает акции «Ромашки». 

Что же получается? Из одного актива — акции «Ромашки» — мы сделали два. Теперь у нас акции «Василька» и его особенные ценные бумаги. Если приобрести эту особенную ценную бумагу, то можно стать счастливым обладателем экономического «вечного двигателя», дающего постоянный доход в 5%!

В чём же подвох? Всё дело в акциях компании «Василёк»! Пока акция «Ромашки» растёт в цене, проблем нет. «Василёк» берёт кредит под залог акции «Ромашки». Потом спокойно платит обещанные 5% годовых по особенным ценным бумагам. Но если акция «Ромашки» будет падать? Например, на допустимые 10% за год. При вложении в них 200 рублей потери составят 20 рублей. При этом «Василёк» обещал платить по 5% годовых по особенным ценным бумагам. Это ещё 5 рублей. Значит, «Василёк» в этот год лишится 25 рублей — именно на столько упадут акции компании в цене. 

Назревает вопрос, а зачем кому-то беспокоиться об акциях «Василька», если есть возможность купить его особенные ценные бумаги? Дело в том, что инвесторы обычно хотят, чтобы особенные ценные бумаги «Василька» несли стабильный доход и малый риск. Однако при этом акции «Василька» становятся намного более рискованным активом, чем исходные акции «Ромашки». Поэтому их — в отличие от особенных ценных бумаг — разбирающиеся в теме инвесторы вряд ли захотят купить. 

В результате эти акции останутся у банка, додумавшегося до создания такого «вечного двигателя». Естественно, в какой-то момент банк может не совладать с настолько возросшими рисками, и все, вложившиеся в «вечный двигатель», потеряют свои средства.

Всё описанное выше называется финансовым инжинирингом. И это ещё самый простой пример из того, что может быть. Современные финансы в странах с развитыми финансовыми рынками изобилуют такими продуктами. Уверен, что это будущее и для нашей экономики! Поэтому в этом стоит разбираться. Кстати, если вам интересно, то 13 июля у программы «Финансовый инжиниринг» будет день открытых дверей. Рекомендую подключаться!

Автор текста: Пеникас Генрих Иозович, 9 июля