• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусство экономического прогноза

Четыре простых правила от профессора бизнес-школы Стерн Нью-Йоркского университета

ISTOCK

Как правильно заниматься экономическими прогнозами и почему это дело сродни мастерству художника — объясняет доцент факультета экономических наук и старший научный сотрудник Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Генрих Пеникас в двадцать четвёртом выпуске рубрики «Экономист на диване».

 




Генрих Пеникас,
доцент факультета экономических наук,
старший научный сотрудник
Международной научно-учебной лаборатории
анализа и выбора решений НИУ ВШЭ


В процессе подготовки одной из прошлых колонок о мусорных облигациях я вспомнил одного выдающегося зарубежного экономиста — профессора Эдварда Альтмана. Его считают отцом современных моделей прогноза неплатежа компаний по своим долгам. 

Последний раз я слушал его совсем недавно — в июле 2021 года. Он с гордостью поведал публике, что начал свою карьеру именно с мусорных облигаций. Лет эдак 40 к назад — на заре появления этих ценных бумаг — к нему пришли из американского инвестиционного банка Merrill Lynch и попросили дать совет — вкладывать в них деньги или нет?

Рассказывая об этой истории, профессор Альтман в шутку вспомнил принцип экономического прогноза, которому его учили:

  1. Никогда не прогнозируй.
  2. Но если прогнозируешь, никогда не пиши о своих прогнозах.
  3. Но если решил написать, то пиши чаще…
  4. Чтобы, когда прогноз будет явно расходиться с жизнью, успеть выпустить новый прогноз!

Как видно, прогноз — дело опасное! Ведь пока будущее не наступит, не знаешь, верный он или нет. Прогнозы даже не считают наукой. Их нельзя проверить сегодня. Им судья — только время. Так что, экономические прогнозы по праву можно назвать искусством!

Не верите? Тогда подумайте, как можно спрогнозировать «эффект Стрейзанд»? По легенде, так назвали ситуацию, когда известная актриса попросила убрать фотографию её дома из интернета. До её обращения в суд фотографию скачали шесть раз, а после — более 400 000 раз. Таким образом, желая избежать скачиваний фотографии, актриса получила прямо противоположный эффект.

Правильный ответ и подробный рассказ об эффекте будет в следующей колонке 16 августа.
IQ

 

Автор текста: Пеникас Генрих Иозович, 9 августа