• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международная лаборатория социальной нейробиологии будет изучать влияние фейковых новостей на поведение человека

Василий Ключарев / © Высшая школа экономики

Принято решение о продлении на 2022–2023 годы мегагранта, который был выделен российским правительством Международной лаборатории социальной нейробиологии НИУ ВШЭ, созданной два года назад под руководством ведущего финского нейробиолога Ииро Яскелайнена. О научных результатах, которых удалось достичь за этот период, и о перспективах работы на следующие два года рассказал новостной службе портала заведующий лабораторией Василий Ключарев.

За короткий срок мы смогли создать первую российскую лабораторию мирового уровня, изучающую восприятие нашим мозгом социальной информации и принятие социальных решений.

Важное направление нашей работы посвящено экономическому поведению. Мы изучаем не только то, как работа нашего мозга влияет на принятие экономических решений, но и то, как наши решения влияют на мозг. Мы подробно исследуем идею нобелевского лауреата Роберта Шиллера, предположившего, что очень многое в нашем поведении, в том числе экономическом, связано с теми нарративами, что мы слышим вокруг. Все эти окружающие нас истории-нарративы мотивируют (либо демотивируют) людей на определенные экономические действия.

Еще одним важным направлением стало изучение социальных норм, и здесь мы уже получили ряд интересных результатов. Например, в одном из экспериментов наша сотрудница Оксана Зинченко изучала, являемся ли мы от природы эгоистами или альтруистами. Ряд ученых верит, что у людей есть врожденный социальный мотив заботиться об окружающих. Ученые из другого лагеря считают, что люди по природе эгоисты и, делая добро, они вынуждены подавлять эту свою природную склонность. Наше исследование показывает, что, видимо, люди от природы склонны помогать окружающим. Мы временно подавляли активность лобной коры испытуемых и наблюдали за изменением в их просоциальном поведении.

Необходимо отметить, что множество исследований мозга показало ключевую роль лобной коры в процессах самоконтроля. Возникает вопрос: если подавить нейробиологические механизмы самоконтроля человека, станет ли он бо́льшим альтруистом или бо́льшим эгоистом? «Интуитивная» теория альтруизма предсказывает, что лобная кора подавляет интуитивное альтруистичное поведение, тогда как «рефлексивная» теория предполагает, что лобная кора подавляет эгоистичные импульсы.

Если верна первая теория, то подавление лобной коры должно увеличить щедрость испытуемых. В соответствии со второй теорией, наоборот, подавление лобной коры приведет к эгоистическому поведению. Как показали результаты, временное нарушение работы лобной коры при помощи танскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) увеличивало альтруистичное поведение: люди больше делились с незнакомцами, особенно когда альтруизм требовал минимальных личных затрат. Таким образом, результаты подтверждают «интуитивную» теорию альтруизма, предполагающую, что люди — интуитивные альтруисты, что подавление системы самоконтроля освобождает природную тенденцию к справедливости.

Хотелось бы отметить плодотворное партнерство с Университетом Аалто (Финляндия), сотрудники которого помогают нам перенять самые современные методы регистрации и обработки активности мозга человека, внедрять методы машинного обучения в исследования когнитивной нейробиологии. Особенно приятно было узнать мнение нашего научного руководителя Ииро Яскелайнена, который утверждает, что «подобная интеллектуальная атмосфера и столь же талантливые студенты встречаются, пожалуй, только в Гарварде».

В ближайшие два года Международная лаборатория социальной нейробиологии будет изучать, как социальная дезинформация (фейковые новости) воспринимается людьми и как она влияет на их поведение. Здесь мы планируем сотрудничать с коллегами — специалистами в области медиакоммуникаций и компьютерных наук. Воспользуемся новым для России методом исследования активности мозга при восприятии медианарративов.

С помощью метода межсубъектной корреляции можно увидеть, как синхронизируется активность мозга у группы людей, которые смотрят один и тот же видеоряд, например новостное сообщение, или прослушивают аудиосообщение. Благодаря этому методу можно увидеть синхронную активность у людей, просматривающих вирусные фейковые новости, и лучше понять, какие именно элементы сообщения оказывают на зрителей наибольшее влияние.

Мы также планируем исследовать, какими подходами в обучении медиаграмотности можно усилить критическое восприятие фейковых новостей. Семантический анализ ассоциаций, возникающих под влиянием фейковых новостей, позволит при помощи современных компьютерных алгоритмов лучше понять влияние эффектов дезинформации на наше восприятие. В целом мы надеемся, что на следующем этапе проекта нам удастся приоткрыть механизмы того, как цифровая социальная среда, наполненная как правдивой, так и фиктивной информацией, влияет на наш мозг.

8 декабря, 2021 г.