• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Увлечённые фитнесом девушки курят и пьют чаще, чем неспортивные

Без лишнего веса, но с дымком

ISTOCK

Сначала коротко

Ситуация: Считается, что физически активные молодые люди меньше подвержены вредным привычкам. Иначе их здоровый образ жизни выглядит избирательным — или декларативным.

На деле: Исследование с выборкой почти 10 тыс. человек показало, что спортивные мужчины 18–24 лет действительно курят и пьют реже. А вот у их ровесниц всё иначе. Девушки, практикующие физические нагрузки, с большей вероятностью потребляют алкоголь. А чем интенсивнее у них тренировки, тем выше шансы курения.

Теперь подробнее

Исследователи НИУ ВШЭ проанализировали влияние физической активности на потребление спиртного и курение среди молодежи 18–24 лет. Работа базировалась на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS HSE) за 2013–2019 годы. Выборка составила свыше 4,7 тыс. юношей и почти 5,2 тыс девушек. Статья опубликована в международном научном журнале « Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».

Выяснилось, что молодые люди, практикующие физическую нагрузку, больше склонны к здоровому образу жизни — у них ниже вероятность курения и потребления алкоголя по сравнению с неспортивными ровесниками. Это согласуется с рядом зарубежных исследований — как по алкоголю, так и по курению. А вот у девушек ситуация обратная: физически активные чаще курят и пьют. Похожие эффекты наблюдаются и в других странах, опять же и в случае со спиртным, и с сигаретами.

Неожиданная положительная связь между физической активностью и вредными привычками у девушек может объясняться гендерной спецификой занятий спортом. По данным исследования, российские девушки чаще, чем мужчины, предпочитают групповые занятия типа аэробики, йоги и танцев, а также прогулочной ходьбы, после которых часть из них продолжают общение в барах и клубах. А там за компанию пьют алкоголь. Курение же может отчасти объясняться желанием снизить вес

О чём речь?

За последние годы российская молодёжь стала более физически активной. Исследователи подсчитали, что к 2019 году по сравнению с 2013-м доля занимающихся физкультурой выросла в 1,2 раза и для молодых мужчин, и для женщин. Среди мужчин эта доля увеличилась с 44% до 52%, среди женщин — с 33% до 39%. При этом мужчины стабильно лидировали по физической активности.

Однако на фоне интереса к спорту сохраняется распространенность вредных привычек. В 2019 году около 28% участников обследования сообщили о потреблении спиртного, а 18% — о курении. Понятно, что это не сочетается со здоровым образом жизни. При этом с 2013 по 2019 год распространённость вредных привычек среди молодёжи снижалась, и довольно заметно. У мужчин доля употребляющих алкоголь уменьшилась с почти 45% до 29%, у женщин — с 35% до 27%. Доля курящих упала с 45% до 26% у мужчин и с 17% до 10% у женщин. 

Предыдущие исследования взаимосвязи физической активности и вредных привычек показали неоднозначные результаты. Есть данные об обратной зависимости между тренировками и вредными привычками, в том числе — у молодёжи. Объяснение простое: люди, занимающиеся спортом, обычно следят за здоровьем, а значит, избегают вредных пристрастий.

В то же время, в некоторых работах отмечается, что занятия спортом могут стимулировать потребление алкоголя. Причём у молодёжи вероятность роста потребления увеличивается вместе с интенсивностью физических тренировок. Возможно, сказывается влияние социальной среды, которая поощряет распитие спиртного — наряду с заботой о хорошей физической форме.

С курением тоже всё непросто. С одной стороны, спортивные молодые люди курят реже. Это может быть связано, например, с тем, что они лучше ориентируются в вопросах здоровья (информацию предоставляют, в том числе, спортивные инструкторы, тренеры, медработники).

В то же время, физически активная молодежь может не полностью отказываться от сигарет, а просто выбирать некурительный табак (который жуют, нюхают, рассасывают), считая это менее вредным. Так или иначе, взаимосвязь спортивности и пагубных привычек оказалась нетривиальным вопросом.

Как изучали?

Респондентов спрашивали, какими видами физической активности они занимались за последний год: бегом, катанием на коньках или лыжах, упражнениями на тренажёрах, прогулочной ходьбой и пр. По вредным привычкам задавался вопрос о потреблении, хотя бы иногда, алкогольных напитков, а также о курении.

Выяснилось, что в 2019 году были физически активны и потребляли спиртное почти 34% респондентов. В группе неспортивных информантов эта доля составила около 24%. Доля курильщиков среди физически активных — 17%. В «неспортивной» группе — 18%.

Получается, что однозначной взаимосвязи между занятиями спортом и потреблением алкоголя среди молодежи нет. Зато курение среди спортивных респондентов распространено чуть меньше.

Также выяснилось, что доля физически неактивных молодых людей, пьющих спиртное и курящих, реагирует на повышение цен на алкоголь и табак. С ростом акцизов она снижается. Это может объясняться тем, что большую часть молодых россиян, не занимающихся физкультурой, составляют люди с невысокими доходами.

Для эконометрического анализа взаимосвязи физической активности и вредных привычек были сформулированы такие гипотезы:

  1. Физическая активность уменьшает вероятность того, что человек, потребляющий алкоголь, пил его в последние 30 дней (вероятность краткосрочного потребления).
  2. Занятия физкультурой снижают вероятность, что человек будет потреблять спиртное в дальнейшем.
  3. Увеличение интенсивности тренировок сокращает шансы, что человек будет пить алкоголь в дальнейшем.
  4. Двигательная активность уменьшает вероятность курения в дальнейшем.
  5. Рост интенсивности спортивных занятий сокращает вероятность курения в дальнейшем.

В логистической регрессии зависимыми переменными выступали: потребление алкоголя (переменная равна 1, если респондент хотя бы иногда пил его, и 0 — если нет); потребление спиртного в течение последнего месяца (для пьющих такие напитки) и курение.

В качестве объясняющих факторов были выбраны две переменные. Первая — сами спортивные занятия (не менее 12 раз за последний год). Вторая — интенсивность занятий: общее число часов в месяц, которые респондент тратит на физкультуру.

Среди контрольных переменных были возраст, место проживания, состояние здоровья, образование, статус занятости, семейное положение, среднедушевой доход домохозяйства, а также индекс цен на алкоголь и табак.

Что получили?

Главные выводы таковы:

 Занятия физкультурой ожидаемо уменьшают вероятность краткосрочного потребления алкоголя, но только для молодых мужчин. Для женщин физическая активность, напротив, увеличивает шансы как краткосрочного потребления алкоголя, так и потребления в дальнейшем.

 Выяснилось, что более интенсивные тренировки в целом не способствуют снижению вероятности питья спиртного ни у молодых мужчин, ни у женщин.

 Физкультура уменьшает шансы курения только для юношей, но не для девушек.

 Интенсивные спортивные занятия повышают у молодых женщин вероятность курения. А на их ровесников это не влияет.

 У респондентов обоих гендеров до определённого возраста растёт вероятность как потребления алкоголя (до 24 лет для девушек и до 23 лет для юношей), так и курения (до 23 лет у тех и других). Затем значение этих показателей падает.

 Чем выше уровень образования, тем ниже вероятность вредных привычек.

 Повышение цен на табак и алкоголь уменьшает вероятность наличия связанных с ними привычек.

Наличие работы повышает шансы курения и питья спиртного. При этом чем солиднее доход, тем больше вероятность потребления спиртного. А вот корреляции курения с доходом нет.

В дальнейших исследованиях по теме стоит учитывать такой фактор, как личностные особенности человека, а также его социальное окружение. Так, распространение вредных пристрастий среди родственников, друзей, коллег — может негативно влиять на молодых людей.

Для чего это нужно?

Результаты исследования могут пригодиться при разработке мер государственной политики, стимулирующих здоровый образ жизни. Неоднозначная связь между физической активностью молодёжи и вредными привычками — аргумент в пользу реализации как программ, направленных на конкретные составляющие ЗОЖ, так и комплексных мер. В их числе:

 работа со школьниками, включение уроков здорового образа жизни в школьные учебные планы;

 просветительские акции и рекламные кампании для молодёжи, разъясняющие пользу различных компонентов ЗОЖ;

 мониторинг употребления вредных веществ среди молодёжи и пр.

Для поддержки спортивных занятий среди молодых государство может использовать такие инструменты, как:

 гранты некоммерческим и общественным организациям, реализующим программы по активизации образа жизни;

 разработка национальных программ по физической активности для молодёжи;

 реклама активного образа жизни в СМИ и социальных сетях,

 вариативность занятий физкультурой в учебных заведениях с учётом особенностей и предпочтений учащихся.

Кроме того, тот факт, что вероятность потребления алкоголя и табака имеет обратную U-образную зависимость от возраста с пиком в 23–24 года, означает, что законодательное повышение минимального возраста для продажи спиртного и сигарет могло бы снизить долю молодых россиян, имеющих вредные привычки.

Этот инструмент весьма эффективен. Так, в Литве повышение минимального возраста продажи алкоголя с 18 до 20 лет позволило значительно сократить уровень общей смертности в этой возрастной группе.

Поскольку наличие работы может повышать вероятность вредных привычек, то пригодились бы корпоративные программы по укреплению здоровья молодых сотрудников. Возможно, стоит ввести налоговые льготы предприятиям, которые финансируют программы по поддержке ЗОЖ среди работников. А в будущих исследованиях можно было бы количественно оценить, как программы по активизации образа жизни влияют на распространённость вредных привычек у молодёжи.
IQ
 

Авторы исследования:

Наталья Хоркина, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Валерия Гритчина, магистр экономики, независимый исследователь

Эндже Садыкова, аспирант факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Марина Лопатина, младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 31 мая, 2022 г.