• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картотека: среднее профессиональное образование в России

Перезагрузка системы

ISTOCK // Icons made by Freepik from laticon.com

Колледжи и техникумы сейчас находятся в центре внимания государства — и как кузница специалистов среднего звена и рабочих, необходимых экономике, и как образовательный выбор почти 3,5 млн российских подростков. Очевидно, что в системе среднего профессионального образования (СПО) идёт перезагрузка — растёт его престиж и востребованность. Колледжи модернизируются и теснее интегрируются с экономикой. Учебный год начался со знаковых событий: старта федерального проекта «Профессионалитет» и Дня среднего профессионального образования — 2 октября — учреждённого летом этого года. Изменения в этой сфере очень велики, как и связанные с ними ожидания. Апгрейд системы СПО IQ.HSE изучил по аналитическому докладу НИУ ВШЭ — полнейшему гиду на эту тему.

Что такое среднее профессиональное образование?

Это система подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, важнейший ресурс развития экономики и человеческого капитала. По определению практико-ориентированная, СПО оперативно обеспечивает рынок труда представителями самых нужных профессий во всех отраслях: от сельского хозяйства до финансов, IT и креативных индустрий.

Главные плюсы колледжей и техникумов для молодёжи:

 быстрое обучение навыкам, востребованным работодателями, а также почти гарантированное трудоустройство;

 возможность раньше найти себя в профессии и стать финансово независимым;

 широкий выбор специальностей и территориальная доступность профессиональных образовательных организаций (ПОО);

 шансы социального лифта для подростков из малообеспеченных семей;

 возможность реализации ярких, прорывных проектов.

Говорят, драйвером обновления СПО станет «Профессионалитет» — что это за проект?

«Профессионалитет» Министерства просвещения России — это образование в колледже, позволяющее молодому человеку стать высококвалифицированным специалистом на ведущем предприятии региона. Как пояснил глава Минпросвещения Сергей Кравцов, проект «призван соединить и усилить взаимодействие колледжа, отрасли и дать максимальную подготовку с максимальным трудоустройством». Среди ключевых особенностей инициативы: 

 активное подключение работодателей к образовательному процессу и создание образовательно-производственных центров;

 интенсификация обучения (его сроки сократятся до двух лет для рабочих профессий и до трёх лет для более технологичных);

 «учёба по-новому» — с упором на практику и информационно-компьютерные технологии, в современных мастерских, на высокотехнологичном оборудовании, со стажировками в ведущих отраслевых компаниях страны;

 появление на базе колледжей коворкингов и центров молодежных инициатив. 

Профессионалитет станет новым уровнем послешкольного образования. С 1 сентября к обучению по программе приступили 150 тыс. студентов, а к 2024 году ожидается 600 тыс. Возможно и масштабирование проекта. Уже сейчас благодаря «Профессионалитету» в регионах открыты образовательно-производственные кластеры, где готовят специалистов для металлургии и машиностроения, химической и фармацевтической отраслей, транспорта и пр.

Сколько студентов и сколько организаций СПО?

В прошлом учебном году на программы СПО были приняты 1,078 млн человек (из них на бюджет — 686,3 тыс. человек). Учиться на специалистов среднего звена пришли 870,9 тыс. человек, на квалифицированных рабочих — 206,9 тыс. человек. Общее число учащихся программ составило 3,434 млн человек.

СПО реализуют 3584 организации, среди них 3239 ПОО и 345 вузов. Кроме того, обучение по программам СПО ведётся в 604 филиалах колледжей и техникумов и 429 филиалах вузов.

Организации СПО финансируются, в основном, за счёт бюджета (92% направляют регионы — учредители колледжей и техникумов). Среди ПОО есть многопрофильные колледжи , которые готовят специалистов для различных отраслей экономики (машиностроение, энергетика, строительство, экономика и финансы), и организации отраслевой направленности (так, выраженную специфику имеют 413 медицинских колледжей, 238 образовательных организаций культуры, 68 спортивных колледжей и пр.).

И каков портрет учащихся в организациях СПО?

83,2% из них осваивают 3–4-летние программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). И 16,8% учатся на программах подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), срок обучения — 10 месяцев.

Охват ППССЗ россиян в возрасте 15–19 лет стабильно высок (39,7%), он даже превосходит охват высшим образованием (29,3%). Соответствующая доля ППКРС — 13,1% молодёжи в возрасте 15–17 лет. Ядро контингента СПО — выпускники 9–11 классов (76,4% приема).

Самый высокий конкурс в прошлом году был на специальностях в области здравоохранения («Фармация» — 7,1 человек на место) и IT («Информационная безопасность» — 5,6 человек на место). Далее почти на одном уровне (4,5–4,7 человек на место) шли искусство, СМИ, архитектура и искусствознание.

СПО — важный институт среднего общего образования. В 2021 году 641 тыс. студентов, готовящихся стать специалистами среднего звена, в течение первого года обучения в колледже проходили школьную программу.

Две трети студентов обучаются за счёт бюджета. Уровень образования семей учащихся СПО по-прежнему ниже, чем у их сверстников в вузах. А вот с материальным положением ситуация изменилась. В колледжах растёт доля учеников из семей со средним и высоким доходом. Доля вторых, по данным Росстата, выросла до 52% в 2017 году. Аналогичную цифру показал в 2020 году Мониторинг экономики образования (МЭО) НИУ ВШЭ.

Какие направления обучения в СПО самые массовые?

Почти половина (46,7%) студентов программ СПО получают квалификации в сфере инженерии, технологий и технических наук («Информатика и вычислительная техника», «Техника и технологии наземного транспорта», «Техника и технологии строительства», «Машиностроение» и пр.). Второе массовое направление (четверть учащихся) — науки об обществе — экономика и управление, юриспруденция, сервис и туризм, социальная работа. На третьем месте здравоохранение — 10,4% студентов.

Среди рабочих профессий самые популярные связаны с транспортом (мастер по ремонту автомобилей, тракторист-машинист, машинист локомотива), машиностроением (сварщик, электромонтёр), строительством (мастер отделочных, строительных и декоративных работ), сервисом и торговлей (повар, кондитер, парикмахер, продавец-кассир), а также сферой IT (мастер по обработке цифровой информации).

СПО всё меньше служит инкубатором индустриальных профессий?

Точно. Именно «мягкие», сервисные направления подготовки стали объектом нового спроса и основой прироста контингента колледжей. При этом приём на индустриальные профили не сокращается, хотя конкурс на них явно ниже, чем на сервисные специальности. «Локомотивом» спроса стали IT-направления, что соответствует востребованности массовых цифровых профессий на российском рынке труда. Сходные тенденции заметны и в отношении приема на рабочие специальности. Самые популярные из них дают широкие возможности для самозанятости и малого предпринимательства, позволяют в перспективе открыть кафе, парикмахерскую, авторемонтную мастерскую и пр. В эти виды экономической активности вовлечена немалая часть россиян.

А можно узнать подробнее о подготовке в области IT?

Это самый динамично развивающийся сегмент системы СПО. Приём на ППССЗ в области информатики, вычислительной техники и информационной безопасности растет быстрее, чем на другие группы специальностей. В 2014–2020 годах поток будущих IT -специалистов в организациях СПО увеличился почти вдвое. Этот процесс во многом стимулировался высоким спросом со стороны населения. Число желающих получить современную квалификацию, обещающую высокий доход, росло ещё быстрее, чем число мест в колледжах. В итоге усилилась конкуренция за бюджетные и даже платные места. 

Однако, чтобы обеспечить дальнейшее увеличение числа специалистов среднего звена для IT-индустрии, надо решить ряд вопросов. Быстрый рост приёма на IT-специальности не сопровождался соразмерным ростом технологической и кадровой инфраструктуры организаций СПО. Они остро нуждаются в модернизации вычислительных мощностей, серверов, сетей, обновлении парка компьютеров и пр. Также в отношении IT-специальностей стоит планировать рост бюджетного при`ма.

Каковы приоритеты развития СПО?

Их несколько. Вот главные:

  1. Обеспечение прикладного характера подготовки, приближение содержания обучения к реалиям производства. Демонстрационный экзамен — форма итоговой аттестации в СПО — не исключение. Он предполагает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач.
  2. Усиление воспитательной компоненты. В колледжах формируются не только профессиональные компетенции, но и гражданственность. Этому способствуют просветительские программы и поддержка поисковых, военно-исторических, краеведческих, студенческих отрядов и пр.
  3. Повышение качества общеобразовательной подготовки. В последние 20 лет поток студентов, осваивающих школьную программу в колледжах, почти сравнялся с числом старшеклассников в средних школах. Обычно эти учащиеся хуже подготовлены, чем их ровесники-школьники. Меры федерального проекта «Современная школа» должны повысить качество общеобразовательной подготовки в ПОО. Улучшатся методики преподавания восьми дисциплин — от русского языка до астрономии.
  4. Обновление материально-технической базы для повышения качества обучения. Апгрейд этой составляющей — в числе магистральных направлений федерального проекта «Молодые профессионалы». Нацпроект «Образование» также предполагает инвестиции в СПО. К 2024 году в большинстве колледжей появятся мастерские с самым современным оборудованием.
А что насчёт цифровой трансформации колледжей?

Это важнейшая задача — создание в СПО цифровой образовательной среды, повышающей эффективность обучения. В соответствии с национальным проектом «Цифровая экономика Российской Федерации», в ближайшие годы значительная часть выпускников ПОО (в 2024 году — 800 тыс.) должна обладать ключевыми цифровыми компетенциями. Образовательные организации планируется оснастить самыми современными сервисами и оборудованием.

Но среди приоритетов не менее важно и развитие кадрового потенциала колледжей . Нужно повышать квалификацию преподавателей и мастеров производственного обучения (включая цифровые компетенции). Лучшие практики подготовки педагогов транслирует Академия Ворлдскиллс Россия. С 2016 года участником её образовательных программ стал каждый пятый педагогический работник СПО. Улучшение компетенций преподавателей продолжается и в рамках программы «Молодые профессионалы». Актуален и Всероссийский конкурс «Мастер года» (организатор — московский Институт развития профессионального образования). Он выявляет самых талантливых педагогов СПО и помогает распространять их профессиональный опыт.

Приоритетен и профессионалитет. Модульная структура учебного содержания позволит создавать образовательные программы с учётом запросов как предприятий, так и учащихся («цифровой конструктор компетенций»).

Каковы более общие тренды СПО в России?

С 2010-х молодёжь перераспределяется между уровнями профессионального образования. На фоне снижения приёма в вузы поток абитуриентов в колледжи на ППССЗ стабильно рос. В 2020 году число поступивших на эти программы превысило число принятых в вузы (900 тыс. против 873 тыс. человек), правда, в 2021 году соотношение изменилось — 916 тыс. студентов университетов против 871 тыс. учащихся программ ППССЗ. 

В любом случае, контингент ПОО растёт, причём за счёт выпускников 9-х классов, решивших стать специалистами среднего звена. В 2020 году на эти программы были приняты 654 тыс. человек (72% от всего приёма на ППССЗ). Приём на рабочие специальности, наоборот, сокращается — как, впрочем, и спрос на них со стороны семей.

Кстати, расширение приема в колледжи не объясняется лишь популярностью «транзитной» траектории «9-й класс – колледж – вуз» (что предполагает поступление в высшее учебное заведение без сдачи ЕГЭ). Напротив, ПОО стали реже выступать в качестве «перевалочных пунктов» на пути в вуз. Всё бóльшая часть выпускников колледжей сразу пытаются капитализировать свои навыки на рынке труда.

Что может снизить доступность колледжей?

Например, коммерциализация. В начале 2010-х конкурса при поступлении в ПОО почти не было, а приём шел в основном на бюджет. Но с 2015 года начался быстрый рост числа заявлений на ППССЗ, появился конкурс. При этом спрос растёт и среди выпускников 11-го класса, что говорит об усилении выталкивающих факторов со стороны высшего образования (оно становится менее доступным, число вузов сократилось). 

Однако рост потока абитуриентов колледжей не сопровождался соразмерным увеличением бюджетного финансирования. Доля коммерческого приёма на ППССЗ резко возросла. В 2021 году начали оплачивать своё обучение 43% поступающих в колледжи. На ряде направлений (юриспруденция, фармация, СМИ, экономика и пр.) доля коммерческого приёма превышает 60%. 

Это мешает системе СПО создавать социальные лифты для выходцев из низкоресурсных (проще говоря — малообеспеченных) семей. Так что актуален подход регионов, которые лимитируют коммерциализацию колледжей, берут на себя дополнительные обязательства и готовы изыскивать для этого средства.

Как молодёжь из ПОО осваивается на рынке труда?

Многие начинают работать ещё в годы учебы. В результате молодёжь понимает, как применять свои навыки, формирует профессиональные связи, обретает финансовую независимость. Согласно МЭО за 2020 год, опыт совмещения работы и учёбы имели 59% студентов СПО. Понятно, что многое зависит от того, легко ли в регионе найти подработку. 

Если говорить об основных мотивах совмещения учёбы и занятости, то это финансовые проблемы и необходимость заработка (53% опрошенных), стремление получить практический опыт (27%), а также желание лучше разобраться в реалиях рынка труда (13%).

Но стоит заметить, что первая работа соответствует специальности лишь у 48% студентов (бывает важно просто скорее начать зарабатывать!). В разрезе профилей больше всего трудоустроенных по специальности — среди студентов аграрного направления (60%). На втором месте (53–54%) — гуманитарии и педагоги, на третьем (46-47%) — «технари» (машиностроение, авиационная техника, приборостроение и др.) и математики.

Сколько выпускников колледжей трудятся по специальности?

В ходе МЭО 2021 года 68% работающих выпускников СПО заявили, что трудятся по профилю. Итоги выборочного обследования рабочей силы Росстата немного другие: занятость связана с пройденным обучением лишь у 58% кадров с дипломом СПО. Среди выпускников 2017–2019 года таких только 56%. Тем самым обесцениваются навыки, полученные при обучении.

Главные причины работы не по профилю различаются в зависимости от вида образовательной программы. Специалисты среднего звена чаще отмечают нехватку подходящих вакансий (37%), а квалифицированных рабочих не устраивают условия, предлагаемые работодателями (34%).

Виноваты ли учреждения СПО в том, что их выпускники не работают по специальности?

Лишь отсутствие вакансий можно отчасти «вменить в вину» колледжам. Они неверно оценивают спрос на квалификации своих выпускников. О несоответствии своих компетенций запросам работодателя сообщили 15% респондентов. Это логично, поскольку не имеющий практического опыта выпускник едва ли может полностью отвечать этим требованиям. Ещё один ответ — «работа по специальности не интересна» — заставляет усомниться в осознанности образовательного выбора.

Теперь о работодателях. Многие респонденты объясняют работу не по профилю условиями найма. Речь о низкой зарплате (это отметили 27% выпускников ППКРС, 28% — ППССЗ), дискомфортном графике работы и других рабочих факторах (34% и 26% соответственно). То есть более чем в половине случаев невозможность трудоустройства по специальности может обуславливаться низким спросом на труд. Работодатели инициируют подготовку в ПОО, но не всегда могут обеспечить молодёжи приемлемые условия труда.

Сколько зарабатывают кадры с дипломами СПО?

Средняя зарплата выпускников 2017–2019 годов составила 28 тыс. руб. для рабочих и 32 тыс. руб. для специалистов среднего звена (размер заработка прирастает с профессиональным опытом). Зарплаты во многом зависят от сферы деятельности. Среди специалистов среднего звена самые высокие заработки — у кадров сферы здравоохранения (37,6 тыс. руб.), а среди квалифицированных рабочих — у занятых в области естественных наук (гидрометнаблюдателей — 34,3 тыс. руб.) и сельского хозяйства (29,2 тыс. руб.). 

Какие дальнейшие перспективы СПО в нашей стране?

Важнейший фактор здесь — сами студенты, связывающие с получением среднего профессионального образования свои жизненные планы. Перспективы развития СПО определяются необходимостью повышения отдачи от него. Прирост человеческого капитала — интегральный показатель, который определяет магистральное направление реформ в этом секторе. Нужно обеспечить учащимся и выпускникам колледжей возможности для раскрытия их талантов и самореализации.

IQ

Авторы исследования:

Федор Дудырев, директор Центра развития навыков и профессионального образования (ЦРНПО) Института образования НИУ ВШЭ

Ксения Анисимова, аналитик Центра развития навыков и профессионального образования (ЦРНПО) Института образования НИУ ВШЭ

Игорь Артемьев, директор ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс»

Наталья Бондаренко, заведующая отделом мониторинга экономики образования Центра статистики и мониторинга образования  Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ

Вера Мальцева, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ

Светлана Крайчинская, заместитель генерального директора АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» по подготовке кадров, директор Академии Ворлдскиллс

Ксения Рожкова, младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ

Ольга Романова, младший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования (ЦРНПО) Института образования НИУ ВШЭ

Павел Травкин, заместитель проректора, старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ

Алексей Шабалин, аналитик Центра развития навыков и профессионального образования (ЦРНПО) Института образования НИУ ВШЭ

Николай Шугаль, директор Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 10 октября