• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Помогающее поведение

Пять научных фактов о благотворительности и волонтёрстве

ISTOCK

Благотворительностью и волонтёрством сегодня занимаются многие люди в большинстве стран мира. А учёные активно исследуют тенденции в этих сферах и влияющие на них факторы. В России в последние десятилетия также растёт интерес населения к участию в благотворительных и волонтёрских проектах. О том, что этому способствует и представители каких социальных групп более склонны помогать другим — в подборке от IQ.HSE.

Люди возвращаются в волонтёрство снова, если предыдущий опыт был вдохновляющим

Чтобы добровольцы возвращались в новые проекты, необходимо уделять внимание их мотивации и удовлетворённости. Это показали результаты российского исследования с опросом почти 2500 эпизодических или событийных волонтёров — людей, которые время от времени задействованы в разовых добровольческих акциях.

Те из них, что почувствовали востребованность своей квалификации и опыта, имели возможность получить новый опыт и ощутить себя частью команды, готовы вернуться в новые проекты. Результаты опроса показали, что основные мотивы эпизодических волонтёров — желание участвовать в интересной деятельности (58%), получить эмоциональное удовлетворение (49%), встретиться с новыми людьми (36%). Четверть опрошенных (26%) считает волонтёрство своим гражданским долгом.

Позитивные и негативные эмоции оказывают разный эффект на благотворительное поведение

Исследователи из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ в ходе анализа научной литературы выявили ряд интересных фактов, связанных с влиянием разных эмоций на благотворительность. Так, например, эксперименты доказывают, что негативные эмоции повышают готовность людей жертвовать свои ресурсы, включая деньги, вещи и время. Если испытуемым показывают грустную и весёлую собаку, то в первом случае они жертвуют больше, чем во втором. Также благотворители более щедры в своих действиях, если изначально пребывают в негативном состоянии. Печаль, гнев и страх способствуют помощи другим людям.

В то же время позитивные эмоции не настолько эффективны в сборе пожертвований, но они имеют существенную роль в процессе принятия решений о благотворительности. Испытав один раз негативное состояние, человек в последующем может избегать его путем исключения соответствующего канала коммуникации из своего поля. Поэтому учёные предупреждают, что НКО в ходе благотворительных акций не стоит делать упор на негативные эмоции — важно учитывать их отрицательный эффект при повторном взаимодействии.

Молодёжь в России более склонна к волонтёрству

Потенциальная готовность стать добровольцем в рамках деятельности НКО в России выше среди молодежи. Так опрос, проведенный Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в конце 2021 года, показал, что 80% опрошенных в возрасте 18-24 лет отнесли себя к людям, готовым объединяться с другими для совместных действий. Приблизительно столько же во второй возрастной группе молодых (25-35 лет).

Почти две трети 18-24 летних готовы жертвовать личные финансы (60%) и время (61%). Среди людей 36 лет и старше таких 44% и 42% соответственно. При этом за год доля опрошенных в возрасте 18–24 лет, испытывающих желание стать волонтёром в некоммерческой организации, выросла с 47% до 61%, а также увеличился процент тех, кто считает себя добровольцами: с 22% до 30%.

Более половины россиян уверены, что в нашей стране трудно быть общественно активным человеком

Несмотря на то, что в России растёт доля людей, особенно среди молодёжи, готовых участвовать в благотворительности и волонтёрстве, более половины россиян (57%) уверены, что общественно активным человеком быть трудно. По крайней мере такой результат показал один из опросов НИУ ВШЭ, проведенный во время пандемии COVID-19.

А если говорить о реальной добровольческой деятельности, то после начала пандемии, по данным НИУ ВШЭ, только 6% жителей России принимали участие в организованном волонтёрстве — то есть через специальные организации. Больше всего волонтёров оказалось среди граждан с хорошим доходом и незаконченным высшим образованием, молодёжи от 18 лет, не состоящих в браке, а также среди мусульман.

Женщины чаще, чем мужчины занимаются волонтёрством и благотворительностью

Женщины продолжают оставаться более активными в сфере благотворительности и волонтёрства. Об этом говорят результаты опросов НИУ ВШЭ среди россиян. Так, например, женщины более информированы (60%) о благотворительных мероприятиях и акциях, проводимых в их населённых пунктах, нежели мужчины (45%). Кроме того, мужчины меньше доверяют НКО по сравнению с женщинами. При этом разница в доле мужчин и женщин, задействованных в НКО небольшая — 24% и 29% соответственно. Но формы участия разные: женщины реже выступают в роли членов организаций, зато чаще трудятся добровольцами, присутствуют на собраниях и конференциях.

Результаты опросов также показывают, что женщины более вовлечены в ответственное потребление, они чаще думают о влиянии своего потребления на экологию, больше помогают детям и животным. В то же время в России мало знают об общественных женских организациях, причём как мужчины, так и женщины. В целом — всего 9% по стране.

IQ

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 17 октября