• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

С мечтой о справедливых ценах

Пять научных фактов о продавцах и покупателях

ISTOCK

Сегодня, 11 ноября, Всемирный день шопинга. Акцию распродаж под таким названием в 2009 году провела китайская Alibaba Group и сейчас это неофициальный праздник больших скидок от ритейлеров по всему миру. Пока магазины снижают цены, IQ.HSE посмотрел на участников торговли через результаты исследований НИУ ВШЭ.

Низкая цена не всегда залог успеха продавца

Большие скидки — не универсальная приманка для посетителей магазинов. Стоимость купленного указывает на принадлежность человека к определенной социальной группе и потребительскому сообществу. Чувствующие себя «избранными», склонные к демонстративному престижному потреблению не пойдут в дискаунтеры, а распродажи как таковые могут сформировать «искаженное представление о первоначальной цене товара» — её начинают считать завышенной. Лучший способ для продавца завоевать лояльность покупателей — выставлять справедливую цену. Другое дело, что рассчитать такую практически невозможно.

Доплачивать за товар, понимая, что удорожание связано с соблюдением этических норм, чаще готовы женщины

Для российских женщин важнее (56% против 43% у мужчин) при покупке товара знать, что его производитель внимателен к окружающей среде, не тестирует продукцию на животных, не нарушает прав работников. Отказ носить одежду и обувь из натурального меха и кожи, приобретение продукции с маркировкой «эко» или «био» — практики тоже преимущественно женские. За счёт них доля ответственных потребителей среди женщин в России выше, чем среди мужчин.

Рынок придумал, как получать доходы даже от тех, кто не может быть покупателем

Неработающая молодёжь и дети стали особым типом покупателей на рынке игр за деньги. Современная игровая индустрия, основанная на стриминговом вещании, быстро развивается. Отсутствие материальной оболочки превращает любую электронную игру в товар, доступный массовому «детскому» потребителю. Покупателями становятся те, кто быть ими реально не может из-за отсутствия личных денег, а большинство наёмных работников, которые обычно не играют в онлайн-игры и не скачивают десктоп-версии, через своих детей вовлекаются в эти рыночные отношения.

В России конца 1990-х свыше 30 миллионов человек были задействованы в уличной торговле

К 1992 году страна подошла с призраком голода, карточной системой и тотальным дефицитом. В этих условиях 2 января правительство почти полностью перестало регулировать цены, а вслед за ними из-под контроля вырвалась торговля. Продавать отныне разрешалось где угодно, в том числе «с рук, лотков и автомашин». Торгующие массово высыпали на улицы. Количество участников этой «отрасли» (продавцов, охранников, челноков, администраторов) в 1997 году, по некоторым данным, превышало 30 млн, при том что экономически активного населения тогда насчитывалось 68 млн, а занятых в экономике — 60 миллионов.

Гастрономическая травма сдерживает расточительность россиян в покупке и выбрасывании продуктов питания

Память о голоде и дефиците из трудных советских времён формирует экономное отношение к продуктам питания, наделяя отечественную модель потребления уникальными национальными чертами. Постепенно социальная память о прошлом ослабевает, и вместе с ней — бережное отношение к еде. Однако избавляющихся от продуктов больше не становится. В 2008 году лишнюю или просроченную еду не выбрасывали 36% потребителей. В 2020-м, как показало исследование НИУ ВШЭ, уже 52%. Динамика объяснима снижением доходов населения, ростом экологической ответственности, изменением практик питания и сокращением доли импульсивных покупок в пандемию.

IQ

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 11 ноября