• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В МВД создали методику исследования жизненной успешности личности

Она рассматривается как метаресурс в системе других ресурсов

ISTOCK

Сначала коротко

Проблема: В мире неопределённости, сложности и двусмысленности проблема успеха требует качественного пересмотра, особенно в части его психологической составляющей.

Решение: Жизненная успешность — это особый психологический ресурс, который способен помочь человеку быть менее уязвимым к негативным психологическим последствиям неопределённости.

Теперь подробнее

Исследовательница из Краснодарского университета МВД России Наталья Деева разработала и валидизировала новую методику «Жизненная успешность». В исследовании приняло участие 705 респондентов, проживающих в России, в возрасте от 16 до 54 лет (студенты, преподаватели и служащие МВД России). Исследование показало, что респонденты с высокими показателями жизненной успешности положительно мотивированы, активны, удовлетворены жизнью, экзистенциально наполнены и проявляют такие ресурсные возможности, как жизнестойкость и готовность к изменениям. Результаты исследования опубликованы в новом номере журнала НИУ ВШЭ «Психология».

О чём речь?

На сегодняшний день успеху придается статус ценности и консолидирующего начала в развитии современного общества. В научной среде идут поиски моделей для развития концепции успешности современного человека.

Как поясняет Наталья Деева, в рамках различных направлений психологических исследований проблематика жизненной успешности раскрывается в следующей связке:

 Жизненная успешность как механизм — предполагает соотнесение ценностно-смыслового содержания внутреннего мира с внешними обстоятельствами за счёт определенных правил, принципов и стратегий.

 Жизненная успешность как свойство — включает в себя три основные совокупности качеств личности: характеризующие направленность личности; обусловливающие способность продуктивно рефлексировать и осуществлять саморегуляцию; лежащие в основе мягких навыков (soft skills).

 Жизненная успешность как состояние — связана с эмоциональными переживаниями, сопровождающими процесс и результат достижения целей, такими как удовлетворённость, увлечённость, интерес, радость, восторг, счастье и благополучие.

Исследовательница отмечает, что понимание сущности и функционирования жизненной успешности открывает возможности для наиболее глубокого осмысления личностных ресурсов. В итоге ресурсный подход позволяет обратиться к конструктивному началу личности и поиску её сильных сторон.

Позитивная психология затрагивает проблемы, связанные с жизненной успешностью, в связи с вопросами духовной сферы личности, её ресурсного потенциала, где долговременный подлинный успех задаёт траекторию жизни и её целевые ориентиры.

Понимание успешности с когнитивно-поведенческих позиций предполагает взаимосвязь осознания личностью своего образа мыслей, эмоций, мотивов, поведенческих реакций с их реализацией, приводящей или не приводящей к успеху, где одними из важнейших характеристик являются гибкость, устойчивость к неопределённости и фрустрации, конгруэнтность, целеполагание.

В рамках субъектно-деятельностной парадигмы проблематика успеха и успешности личности связана с осмысленностью пространства жизни и человека. Успешность выступает в качестве структурно-функционального компонента процесса саморегуляции и показателя её эффективности.

Наталья Деева отмечает, что интерес исследователей к концептуализации феномена жизненной успешности в психологии наблюдается с начала XXI века. Выявляется и исследуется сущность феномена, очерчивается конструкт, эмпирически исследуются характеристики успешной личности и особенности представлений об успехе, наиболее значимые детерминанты успешности.

Отдельная линия исследований связана с изучением характеристик личности, детерминирующих успешность. Например, в качестве одного из предсказателей успешности и субъективного благополучия исследователи выделяют черту грит («grit») как совокупность упорства и приверженности долгосрочным целям.

В отечественных исследованиях «grit» понимается как настойчивость и отмечается её взаимосвязь с успешностью. Наряду с настойчивостью выделяется и такой смежный фактор, как самоконтроль. Также обозначается наличие взаимосвязи успешности с оптимизмом, активной жизненной позицией человека, со стремлением к самореализации, с целями личности, с чувствительностью к обратной связи и др.

Исследования, отражающие взаимосвязь успешности с такими феноменами, как субъективное и психологическое благополучие, удовлетворённость, смысловая наполненность, ощущение гармонии с миром, указывают на её содержание как эмоционального состояния, выражающегося в субъективном переживании достижения успеха.

Таким образом, по мнению Натальи Деевой, жизненная успешность является метаресурсом в системе саморегуляции. Метаресурсы занимают высшую ступень в системе личностных ресурсов, выполняют функцию настройки всей этой системы в плане ценностно-смыслового контекста взаимодействия человека с миром. В рамках метаресурсной концепции жизненная успешность — это комплексное образование, проявляющееся как рефлексивное сопоставление целей и результатов собственной активности с учётом их ценностно-смысловой нагруженности и социокультурной значимости.

Как изучали?

В исследовании приняло участие 705 респондентов, проживающих в России, в возрасте от 16 до 54 лет. Из них 44% мужчин и 56% женщин. Выборка делилась на две части — 46% респондентов состояли на службе в МВД России (курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России, обучающиеся в адъюнктуре, сотрудники ОВД, имеющие офицерские звания). Другие 53% — участники образовательного процесса (студенты университетов и колледжей, преподаватели высшей школы). Исследование проводилось с 2017 по 2021 годы.

Участники заполняли опросник методики «Жизненная успешность», созданной на основании теоретического конструкта жизненной успешности личности и основанной на структурно-функциональном подходе, предполагающем систему взаимосвязанных компонентов. Среди них:

 система рефлексивных механизмов (направленных на работу со значимыми целями, ценностями и смыслами);

 комплексная структура личностных качеств (лежат в основе формирования и реализации процессов постановки и достижения целей, направленности и жизненных диспозиций личности);

 комплекс эмоциональных переживаний, сопровождающих процессы осмысления и оценивания собственных достижений.

Для определения валидности предложенной методики исследовалась корреляция между её показателями и показателями других шкал и опросников, чья валидность и надёжность уже доказаны: «Шкала надежды» Чарльза Снайдера, «Шкала экзистенции» Альфрида Лэнгле и Кристин Орглер, «Индекс жизненной удовлетворенности» Берниса Ньюгартена.

Операционализация методики — уточнение феноменологического проявления составляющих жизненной успешности личности — происходила при помощи качественного метода тематического анализа научных и практических текстов, а также качественных эмпирических данных. Их источником выступило исследовательское эссе «Жизненная успешность современной личности», а также развёрнутые ответы на неоконченные предложения «Жизненная успешность — это…»; «Успешный человек — это…».

Что получили?

Методика «Жизненная успешность» подтвердила свою конструктную и конвергентную валидность. В ходе анализа данных подтвердилось, что жизненно успешные люди энергичны, страстны и уверены, удовлетворены своей жизнью и активно вовлечены в неё, экзистенциально наполнены, правильно соотносят свободу и ответственность, принимают риск и готовы переменам.

Метаресурс жизненной успешности позволяет человеку рефлексивно соотносить личные цели, ценности и смыслы с процессами и результатами своей активности, с учётом внутренних приоритетов и складывающихся условий, поясняет Наталья Деева.

Для чего это нужно?

Методика «Жизненная успешность» может быть использована в научной и практической работе для исследования индивидуальных особенностей и типичных характеристик функционирования жизненной успешности личности. Автор отмечает, что нужна дальнейшая апробация методики, включающая увеличение разновозрастных выборок, расширение выборок из представителей различных профессиональных сфер, носителей различных этнокультурных особенностей.
IQ
 

Автор исследования:
Наталья Деева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 15 ноября