• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Автоматизация не затронет три четверти профессий в России

Рискуют потерять работу только 11,2% трудящихся

ISTOCK

Самая уязвимая категория работников в России с точки зрения угрозы автоматизации — офисные служащие, а наиболее безопасно себя могут чувствовать руководители и специалисты высшей квалификации. В целом же вероятность потерять профессию из-за компьютеризации и цифровизации высока у 11% российских трудящихся. К таким выводам пришли исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ. Результаты их работы опубликованы в журнале «Вопросы экономики».

В зависимости от того, насколько сложно автоматизировать задачи, их можно поделить на рутинные и нерутинные. И те и другие могут быть физическими и когнитивными. Нерутинные когнитивные можно дополнительно разделить на аналитические (работу со сложной информацией) и интерактивные (предполагающие взаимодействие с людьми). Стоит отметить, что рутинность отражает не простоту действий, а лишь их однотипность, пригодность для представления в виде алгоритма. Она не связана с требуемым уровнем квалификации: рутинными могут быть как требующие высокой квалификации задачи, так и наоборот.

Исследования, проводившиеся на данных разных стран мира, показывают, что самыми уязвимыми перед автоматизацией являются профессии, требующие средней квалификации: например, офисные служащие и операторы оборудования в промышленности, выполняющие по большей части рутинные задачи. В США, Великобритании и других странах наблюдается уменьшение доли работников, занятых рутинной работой, причём как в масштабе экономики в целом, так и на уровне отдельных отраслей и профессий. 

Одновременно во многих профессиях повышаются требования к социальным навыкам, которые хуже всего поддаются компьютеризации. Однако в странах с переходной экономикой (в частности, в Восточной Европе) тенденции значительно отличаются. Как показало исследование 2018 года, в этом регионе, наоборот, выросла доля работников, занятых рутинными когнитивными задачами.

Риски автоматизации российского рынка труда изучили в Центре трудовых исследований НИУ ВШЭ. Авторы статьи Владимир Гимпельсон и Ростислав Капелюшников использовали данные «Обследования рабочей силы Росстата» и индексы рутинности, которые были рассчитаны для 427 профессий из Международной стандартной классификации занятий, сопоставив их со списком профессий Общероссийского классификатора занятий. Индекс рутинности для конкретной позиции зависит от того, сколько решаемых сотрудником задач относится к группам рутинных и нерутинных (индекс принимает значения от –1 до 1). 

Расчёты показали, что у подавляющего большинства (74%) профессий индекс ниже нуля, то есть в них преобладают нерутинные задачи. У 155 профессий (37%) он равен –1 (то есть они предполагают выполнение только нерутинных действий), и лишь у 21 профессии (6%) индекс равен 1. Они имеют наибольший шанс пасть жертвой автоматизации.

У руководителей и специалистов высшего уровня квалификации преобладают аналитические и интерактивные задачи (они занимают более 95% их времени). Усилия специалистов среднего уровня квалификации распределены практически равномерно между рутинными и нерутинными когнитивными задачами и в меньшей степени нерутинными физическими. У офисных служащих преобладают рутинные когнитивные задачи (три четверти их времени). У работников сферы услуг и торговли почти половина усилий уходит на выполнение нерутинной физической работы, остальные делятся почти поровну между интерактивными и рутинными когнитивными задачами. Сельскохозяйственные, квалифицированные, полу- и неквалифицированные рабочие заняты в основном нерутинной физической работой (у последних она занимает почти 80% времени).

У всех перечисленных групп, за исключением офисных работников, доминируют нерутинные задачи, так что именно для служащих риск компьютеризации их работы максимален. Также он довольно высок для квалифицированных и полуквалифицированных рабочих и специалистов среднего уровня квалификации. Ниже всего значение индекса рутинности (и, соответственно, вероятность потерять работу из-за автоматизации) — у руководителей и наиболее квалифицированных специалистов.

Исследователи трактуют вероятность автоматизации профессии как высокую, если доля рутинной работы превышает 70%. Такого значения показатель достигает у 71 профессии, на которые приходятся 11,2% всех занятых. Для 56% российских работников риск вытеснения машинами остаётся низким. Этот результат практически совпадает с оценками, полученными на данных других стран.

За почти 20 лет (2000–2019 годы) аналитические задачи в работе россиян стали занимать на 10% больше времени, интерактивные — на 20%, в то же время рутинных и нерутинных физических задач стало меньше на 10 и 16% соответственно. Средний же индекс рутинности остался практически тем же: с распространением высшего образования на рынок труда вышло много специалистов и руководителей, а неквалифицированных и сельскохозяйственных работников стало меньше (оба фактора могли бы снизить индекс рутинности), но одновременно росла численность работников сферы услуг и торговли (с их традиционно высокой долей рутинных задач).

Каждая профессия представляет собой сложный пучок разных задач. Они могут меняться или даже исчезать (например, в результате автоматизации), но исчезновение одной или даже нескольких задач не означает исчезновения всей профессии. Поэтому многие прогнозы технологической безработицы в результате автоматизации и роботизации оказываются малообоснованными.

Владимир Гимпельсон
Один из авторов исследования, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Несмотря на быструю цифровизацию всех областей жизни, мы пока не наблюдаем решительной перестройки рынка труда и структуры общества, которые казались неизбежными фантастам и футуристам XX века. Процесс автоматизации, замены работников роботами или алгоритмами, идет более плавно, но всё же идёт. 

Что проще всего автоматизировать? На первый взгляд может показаться, что профессии, требующие самой низкой квалификации, минимального обучения. Однако это не всегда так. Во-первых, каждая профессия включает в себя целый набор задач, и не все они могут быть легко автоматизированы. Во-вторых, даже если часть задач, выполняемых в рамках какой-то профессии, переходит к компьютерам и/или роботам, профессия может сохраниться, но получить новое наполнение (например, добавятся задачи по работе с оборудованием или совершенствованию алгоритмов). В-третьих, некоторые профессии, не требующие длительного обучения, в обозримом будущем не поддадутся автоматизации, потому что предполагают общение с клиентами, умение действовать по ситуации, разрешать конфликты, проявлять эмпатию и т.п. (к ним в первую очередь относятся профессии в сфере услуг: официанты, парикмахеры, сиделки). 

Кроме того, замещение людей автоматикой не всегда оправдано экономически. Так, компания может использовать роботов на своих заводах в Японии, но продолжать нанимать людей для производства в Индии, где рабочая сила выходит дешевле покупки и обслуживания роботов.
IQ

18 ноября