• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ научились определять уровень счастья россиян по постам в «Одноклассниках»

Исследование, чтобы набрать «классы»

ISTOCK

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ создали модель для расчёта показателя субъективного благополучия человека на основе анализа 7,2 миллионов постов в социальной сети «Одноклассники». Выяснилось, что самый низкий уровень наблюдаемого субъективного благополучия приходится на утро, а самый высокий — на поздний вечер. Результаты работы опубликованы в журнале Mathematics.

Субъективное благополучие — один из важнейших социологических показателей, который позволяет политикам и исследователям оценить реакцию людей на социальные изменения и лучше понять запросы населения. В последние годы начали появляться новые подходы к его измерению, использующие цифровые следы в качестве основного источника информации. Как отмечают учёные, у таких методов есть потенциал для преодоления недостатков традиционной формы опросов.

В новой работе учёные решили проанализировать наблюдаемое субъективное благополучие, то есть то, как люди сами оценивают уровень своей жизни и удовлетворённость её условиями. В качестве эмпирического материала выступили текстовые посты пользователей «Одноклассников», так как эта соцсеть достаточно репрезентативно отражает всю российскую интернет-аудиторию.  

Все посты были открыто опубликованы пользователями на их собственных страницах. Сообщения отбирались случайным образом и полностью анонимизировались. Однако при этом учитывались дата рождения и гендер автора, время публикации, страна присутствия и часовой пояс, текст и язык, используемый в сообщении. Для анализа тональности текста использовались несколько моделей машинного обучения для обработки естественного языка, обученных на датасете RuSentiment. Использование демографической информации и методы постстратификации позволили сделать выборку данных репрезентативной для всего населения страны по выбранным демографическим характеристикам.

Анализ 7,2 миллиона сообщений показал, что у пользователей соцсети наблюдаются определенные паттерны настроения. Так, отчётливо видны общие суточные колебания: утром был зафиксирован самый низкий уровень счастья, а поздним вечером — самый высокий. Авторы учли наличие множества часовых поясов и проанализировали местное время для каждого часового пояса.

Отчётливо наблюдались и недельные закономерности. Выходные оказались ожидаемо более счастливыми, чем будни. Самый низкий уровень счастья приходится на первые три будних дня, начиная с четверга он начинает расти и достигает пика в выходные. 

Наиболее счастливыми россияне чувствуют себя в ночь с субботы на воскресенье.

Эти недельные паттерны интуитивно ожидаемы, поскольку они обычно связаны с культурными различиями между будними и выходными днями в современных обществах, регулирующими социальные практики и поведение. Аналогичные результаты были получены и для других стран в рамках как традиционных социологических исследований, так и исследований на основе цифровых следов.

Также, как показывает исследование, несчастными делает людей взросление. Чем старше становится человек, тем меньше счастья он испытывает. Эта тенденция характерна как для мужчин, так и для женщин. Тем не менее в целом женщины чувствуют себя более счастливыми по сравнению с мужчинами. Однако авторы отмечают, что это может быть связано с тем, что мужчины и женщины по-разному склонны демонстрировать позитивные эмоции в онлайне.

Полученные результаты наблюдаемого субъективного благополучия в целом оказались сходными с индексом счастья ВЦИОМ, что подтверждает адекватность предложенного подхода. В дальнейшем мы можем проводить более детальный анализ выраженных эмоций. Например, вместо классических категорий “положительный” и “отрицательный” можно рассматривать счастье, грусть, страх, отвращение, гнев и удивление.

Сергей Сметанин
Автор исследования, аспирант департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

IQ

Автор текста: Солодухин Юрий Олегович, 24 ноября