• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Если вы не можете это сделать не в диджитале, это новое искусство»

Наталья Гудович — о том, зачем художникам NFT и что это вообще такое

Студенты магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ в рамках учебного проекта выпустили на платформе Ridero книгу «Nовый Fормат Tворчества» — сборник материалов российских экспертов, работающих в самых разных сегментах NFT-рынка. IQ.HSE публикует из неё фрагмент — интервью Елизаветы Никишиной с Натальей Гудович, художницей и выпускницей мастерской Айдан Салаховой, в котором она объясняет, как художникам освоить метаверс и покорить цифровое пространство.

Искусство состоит из двух вещей: формы и содержания, образа и его абстрактной реализации. Вы можете написать фразу на бумажке от руки, а можете — отправить эту же фразу сообщением в Whatsapp (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией). Не так важно, как вы пишете — от руки или в Whatsapp (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией), смысл сообщения при этом не меняется. В искусстве все иначе: подача важна, потому что это часть самого произведения, которая может полностью изменить его смысл и содержание. Токенизация как раз про новые способы выражения смысла, заложенного автором. И здесь нет ничего нового, есть язык итальянский, японский, русский, есть язык рисования, токенизация — это просто другой язык, следующий шаг в освоении цифрового пространства.

Blockchain — это система, на которой существует весь мир крипты. Это способ надежно хранить и передавать информацию. Заключается он в том, что каждый криптоактив имеет свой уникальный код. Все эти активы выстраиваются в цепь, информация о которой хранится у каждого пользователя в этой сети. Это позволяет избежать внешнего вмешательства в цепь и создает высокий уровень безопасности.

Небезызвестный биткоин работает при помощи блокчейна. Каждая монета (и даже криптоцент) имеет свой уникальный код, который переписывается при смене владельца.

Полина Садовникова / The Blueprint

Более того, перед художниками всегда встает вопрос, как какой-то ресурс продавать. Если это диджитальный продукт, то встает вопрос системы, которая будет его продавать. NFT и есть такая система. При этом продажи и показатели — не единственное, что может дать NFT. Современному художнику токенизация собственных работ нужна также и для коммуникации. Для этого важно понимать, какая там аудитория и как с ней общаться.

Метаверсы, никнеймы и уход от капитализма: какая аудитория ждёт художников в NFT?

Искусство — не как создание новых образов, идей и ценностей, а как галереи, аукционы и финансовый рынок — это область жутко спекулятивная. На черном рынке искусство занимает третью позицию после оружия и наркотиков. Если нужно куда-то деть деньги, все вкладываются именно в искусство.

Когда человек покупает материальное искусство, он думает, как интегрировать его в свой интерьер, какую функциональную пользу будет приносить этот предмет, либо воспринимает покупку как инвестицию: когда художник будет дороже стоить на рынке, он сможет эту работу продать и купить что-то другое — вложить деньги дальше. Это про систему ценностей людей: важно не быть транспортером смыслов, а иметь капитал, которым и становится искусство.

Asset — это имущество, актив, средства. То, что покупают, продают и держат в своих кошельках, является финансовым криптоактивом. В это понятие входят как токены, так и NFT с криптовалютой.

Для хорошего самочувствия необходимо каждый день проводить в движении. Именно поэтому начинающий криптомагнат Сергей проводил каждый день в движении своих активов с одной криптобиржи на другую.

Полина Садовникова / The Blueprint

Главное отличие криптоколлекционеров от коллекционеров «реального» искусства в том, что они не мыслят территориальными признаками или признаками материального достатка. Их интересуют смысловые истории. Криптоколлекционеру важно стать обладателем именно какого-то нового смысла, новой идеи — он приобретает работу именно с этой точки зрения. Аудитория NFT — это новые зрители, которые обладают более расширенным сознанием, которые находятся в каком-то более адекватном информационном пространстве, чем те, кто смотрит телевизионный контент. У них другие ценности, они ориентированы на развитие, в том числе в digital-сфере и сфере человеческих ценностей. Для меня, как для художника, это интересная аудитория, и она мне гораздо ближе, чем коллекционеры из реального мира, которые эти ценности не разделяют.

То есть это, скажем так, на стороне коллекционеров «реального» искусства оказывается капиталистическая экономика, на стороне криптоколлекционеров — экономика информационная. Последнее мне ближе.

Как художникам войти в NFT?

Сейчас вход в пространство NFT очень простой. Понятно, что нужно знать основы технологий, интерфейс, иметь возможность оплатить пошлину, но сейчас это подъемные суммы и очень прямолинейный контент. Если вы посмотрите искусство, которое выставляется на этих платформах, то увидите, что хороших проектов мало. Это связано с тем, что не все большие художники обращают на это внимание и на платформу нередко заходят те, кто просто хочет хайпануть. 

Основная сложность для художников тут связана с двумя факторами. Первый — нельзя делать все и сразу. Например, сегодня у меня был вариант остаться в мастерской и доделать мраморную скульптуру или пойти на занятия, послушать лекции. Я осталась делать мраморную скульптуру, потому что, когда ты работаешь в материальном, у тебя возникает энергетическая связь, которую тебе не хочется обрывать. То же самое происходит и с другими художниками, они делают свой проект, они привыкли к определенной форме выражения, у них есть своя история, связанная с этой формой, поэтому они не чувствуют внутреннюю необходимость переходить на другие платформы. Я пришла к диджитализации из-за идеи: для ее лучшего выражения требовалось ввести какой-то диджитальный элемент. Когда я это сделала, я пришла в NFT. Но мне не пришлось самой лично разбираться в процессе, потому что сразу подключилась компания Infinity Art, которая занималась продвижением работы.

Crypto Art — это произведения всех форм искусства в цифровом формате. Главная особенность — право собственности. Оно закрепляется уникальным токеном на базе блокчейна — NFT. Он незаменяем и подтверждает подлинность произведения искусства.

Где-то в мире крипто-арта:

— Это правда мой NFT, я его нарисовал!

— Ну конечно, рассказывай. На воре и токен горит. Я с райткликерами не разговариваю.

Полина Садовникова / The Blueprint

Необходимость разбираться во всем самостоятельно — вторая причина. Экспонирование работы небесплатно: ты оплачиваешь пошлину и выставляешь работу на какой-то период, на неделю, например. После этого она уходит дальше в приоритетных показах. Следовательно, чем больше времени проходит, тем дальше работа уходит и тем меньше шанс ее продать. Поэтому, когда художник заходит на рынок NFT, очень важно иметь какое-то информационное сопровождение, пиар-менеджера, который работает с крипто-СМИ, с платежеспособной аудиторией, которая сидит на платформах и покупает.

Какие работы можно превратить в NFT?

Очень многие художники идут сейчас таким путем: картину, делают фотографию и выкладывают ее как NFT. Это не имеет никакого смысла: идея не поменялась, а качество восприятия только ухудшилось, потому что одно дело — смотреть на реальную картину, другое — на ее репродукцию. Такие художники меняют канал коммуникации и канал продаж, но самое главное — идею работы — оставляют прежней. Смысл NFT как раз в том, чтобы к этой новой аудитории прийти с новыми смыслами.

Проверить себя на новые смыслы удобнее всего идя от обратного: если вы не можете этого сделать не в диджитале, если для более эффективного, более доходчивого выражения вашей идеи нужно сделать это именно там — это новое искусство. Например, вы разработали дизайн экзоскелета и создали с ним анимацию. Скорее всего, вы не будете рисовать его от руки, а сделаете его в 3D-редакторе или постараетесь совместить несколько форматов — «реальное» искусство и виртуальное, как в кейсе «Эдема».

NFT — это невзаимозаменяемый токен. Суть обычной криптовалюты в том, что каждая «монетка» в сети идентична другой и никак не отличается: если заменить один биткоин другим, это все еще будет биткоин. Но у NFT прописан уникальный код, и если один токен заменить другим, это будет совершенно другой предмет. Используется для фиксации предметов в мире блокчейна: ссылка на актив закрепляется в информации к NFT. Владелец обладает уникальной единицей информации, его права закреплены в цифровом формате.

Водитель Сидоров почти убедил инспекторов ДПС, что у него есть права в NFT. Проблема была в том, что оба сотрудника были сторонниками традиционных финансовых систем и поэтому задержали криптогонщика за езду без документов.

Полина Садовникова / The Blueprint

«Эдем» — серия работ Натальи Гудович, посвященная райскому саду и тому, как он может существовать сейчас. Наталья создает образ свободного пространства, в котором герой предоставлен самому себе. В качестве такого пространства Наталья видит пространство виртуальное, в котором человек лишается своей оболочки. Осовремененные мифологические сцены дополняет AR — дополненная реальность. При наведении на картину телефона золотой фон меняется на разные пейзажные сюжеты, символизирующие стихию как выражение эмоций героев.

Мой кейс как раз интересен тем, что я как мост между двумя поколениями совмещаю одно с другим — традиционное искусство с искусством новым. Чтобы показать связь виртуального и реального, я использую дополненную реальность, изображения в диджитале. Без них проект, как идея, работать будет совершенно иначе: люди с айфонами, ну и что?

Каково будущее NFT-проектов в арт-сфере?

Сегодня у нас появляются метаверсы людей с собственными пространствами, которые могут быть никак не связаны с реальным материальным состоянием человека: в реальности человек живет в далеком городе в маленькой квартирке, а в метаверсе — обладает огромным состоянием и обставляет свою квартиру диджитальными скульптурами. Музеи тоже цифровизируются: как правило, у музея есть свой сайт, онлайн-коллекция, материальные объекты при этом доступны очень ограниченному кругу людей — тех, кто может физически оказаться в музее. Дальше эта тенденция будет только набирать обороты и все основные культурные процессы будут происходить онлайн.

И несмотря на то что сейчас в сфере царит полный хаос: есть несколько художников вроде Бипла, чьи работы продаются за большие деньги и признаются институциями, — я думаю, что в дальнейшем в метаверсах будут создаваться свои институции и экспертные советы, которые будут определять, что можно рассматривать в качестве искусства, а что нет.

Постепенно этот хаос будет «схлопываться», а на его месте появится какая-то другая система. Там опять будет хаос, а потом опять все будет потихоньку систематизироваться. Это обычный исторический процесс рождения нового искусства, новых форматов творчества.
IQ

9 декабря, 2022 г.