• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картотека: образовательная бедность

И как она вносит вклад в социально-экономическое неравенство

ISTOCK // Icons made by pancaza from flaticon.com

Недоступность образования, нехватка знаний, архаичное содержание обучения, скудная школьная среда со слабым преподаванием и оснащением кабинетов — всё это разные аспекты образовательной бедности. Она мешает накоплению человеческого капитала, сковывает экономическое развитие и стимулирует воспроизводство неравенства. Что это за явление и как с ним быть — разбираемся с помощью исследования учёных Института образования НИУ ВШЭ.

Публикация в рамках совместного спецпроекта IQ.HSE и Стратегического проекта «Неравенство» Института образования НИУ ВШЭ.

Что такое образовательная бедность?

Существуют разные трактовки этого понятия. Если обобщить, то это семейные и институциональные условия, сокращающие доступ к образованию и провоцирующие дефицит знаний. В таких обстоятельствах сложно (хорошо) учиться, приобретать навыки, востребованные экономикой, социализироваться и развивать свои способности. Образовательная бедность препятствует формированию человеческого капитала, блокирует социальный лифт и вносит вклад в воспроизводство социально-экономического неравенства.

Какие существуют трактовки концепта образовательная бедность?

Во-первых, образовательная бедность — это невозможность получить образование. Например, у семьи нет средств, школа находится слишком далеко и пр. Во-вторых, это недостаточный уровень знаний — ниже минимума, нужного для социальной интеграции и самореализации человека. В-третьих, это плохое образование — низкое качество преподавания, архаичные программы и педагогические практики, способствующие неуспеваемости. В-четвёртых, это скудная образовательная среда в школе, со слабой материальной оснащенностью, низкой скоростью интернета и пр.

В целом данный концепт может включать бедность семей учащихся, исключающую доступ к качественному образованию, бедность школ и региональных систем образования, снижающую качество обучения, а также слабые знания и нехватку современных компетенций. Иными словами, образовательная бедность — это и набор условий, мешающих обучению, и характеристика школьных достижений.

Кто и когда ввёл термин «образовательная бедность»?

Первыми его использовали в конце 1990-х годов итальянский эксперт по экономике образования Даниэле Кекки и немецкий социолог Ютта Альмендингер. Оба понимали под этим термином неприемлемо низкий для данного общества уровень образования. В данном случае образовательная бедность — не синоним плохого образования, а уровень знаний ниже того порогового значения, которое позволяет интегрироваться в общество (порог в каждой стране —   свой).

Рассуждая об образовательной бедности, Кекки и Альмендингер обращаются к идее государства всеобщего благосостояния, где образование — неотъемлемая часть социальной политики. Их теоретическая рамка — концепция возможностей (capabilities approach) индийского экономиста Амартии Сена. Он видел в бедности депривацию, лишение возможностей для реализации своего потенциала (capability deprivation). Добавим, что, поскольку образование влияет на доходы, его нехватка мешает достичь благосостояния.

Однако образовательная бедность предполагает и неграмотность?

Да, такого подхода придерживается, например, индийский экономист, специалист по неравенству в образовании Яндхьяла Тилак. Опираясь на концепцию Амартии Сена, он понимает под «бедностью» в образовательном плане большую долю детей, которые не ходят учиться или не заканчивают школу, низкую успеваемость, невысокий уровень образования граждан и пр. Этот подход разделяет и Европейская комиссия.

Образовательная бедность и образовательное неравенство — это одно и то же или нет?

Образовательная бедность может быть проявлением образовательного неравенства, выраженного в плохих условиях для обучения и отсутствии у семьи доступа к качественному образованию. И всё же давайте уточним. Социологи, развивая идеи Кекки и Альмендингер, подчёркивают, что, в отличие от образовательного неравенства, указывающего на разницу возможностей (opportunity), образовательная бедность говорит о неравенстве условий (condition). В меритократических обществах, поддерживающих справедливую конкуренцию, образовательное неравенство считается допустимым в определённых масштабах. А вот образовательная бедность — уже неприемлема, тут нужно вмешательство со стороны государства. Детям необходимо обеспечить возможность учиться.

Какие меры принимаются при образовательном неравенстве и образовательной бедности?

В первом случае важно обеспечить справедливые условия для получения образования всем социальным группам. Среди таких мер, например, минимизация школьной селекции (отбора учеников), выравнивание стартовых условий (скажем, за счет хорошей подготовки в детском саду).

Во втором случае работает логика социальной политики: меры предназначены для тех, чьё образование ниже всего. Как и в случае с борьбой с монетарной бедностью, вводится свой минимум — социокультурный.

Но даже на фоне роста государственных вложений образовательные системы могут укоренять неравенство. И сам факт посещения школы, особенно в развивающихся странах, часто не равнозначен обучению. По сведениям Всемирного банка, даже после нескольких лет обучения миллионы школьников не имеют базовых навыков в грамотности и счёте. Иначе говоря, не каждый год в школе дает прирост знаний. Ясно, что мало добиться территориальной доступности учреждения образования и его посещения (schooling). Надо обеспечить и реальное обучение (learning).

Иными словами — качество образования тоже может быть «бедным»?

Верно. Это демонстрируют, например, результаты PISA — международной программы по оценке достижений учащихся (под эгидой ОЭСР). Она измеряет знания 15-летних школьников (естественнонаучную, математическую и читательскую грамотность). Считается, что PISA отражает современные представления о компетенциях для жизни в меняющемся мире. Низкие результаты по странам говорят о дефицитах компетенций, на которые надо обратить внимание. Это, например, неспособность школьников достичь следующего уровня грамотности по чтению, математике и естественным наукам в PISA . Причём образовательно бедными будут прежде всего те, кто не умеет читать и понимать тексты на базовом уровне. Подобное образование может привести к безработице или получению мизерной зарплаты.

А что такое скудность образовательной среды?

В такой среде дети лишены возможностей качественного обучения, что выражается в отсутствии хорошего преподавания и современных учебных материалов. Учителя могут быть слабо подготовлены. В школе может быть старое оборудование, мало лабораторий, плохой интернет. В ней отсутствуют кружки (нет внеурочной деятельности).

Возможны и дефициты в программах обучения. Сейчас очевидно, что освоения в школе традиционного набора предметных знаний уже мало. Важны и «мягкие» навыки (умения общего характера, нужные во всех профессиях). Во многих развитых странах учебные программы уже дополнены заданиями на развитие навыков мышления — критического, креативного, а также социально-эмоциональных навыков. Это значимо для качества человеческого капитала.

Как измеряется образовательная бедность?

Все зависит от подхода. В системе Кекки и Альмендингер главные индикаторы — это аттестат об образовании и сам достигнутый уровень образования. В других системах это может быть уровень грамотности, итоги PISA , сам факт обучения в школе, индекс образовательной бедности (из 4–5 индикаторов, касающихся школьного контекста, местного сообщества и пр.). Единого измерителя нет.

Какова ситуация с образовательной бедностью в нашей стране?

В России высокий охват начальным и средним образованием, умеренная степень территориальной депривации, небольшая доля учащихся, которые бросают школу и не получают аттестатов (подавляющее большинство заканчивает либо техникумы и колледжи, либо 11 классов.) Похожие оценки даёт и Всемирный банк. Но значим весь диапазон показателей: насыщенность образовательной среды, доступность сервисов, качество образования, внеурочная деятельность.

Данные федерального статистического наблюдения (ФСН) показывают, насколько различны условия для обучения в разных регионах страны. Существует разница в образовательной инфраструктуре, финансировании школ, оплате труда педагогов и пр. По ряду показателей лучшие школы отдалённых областей всё ещё менее благополучны, чем самые депривированные школы европейской части страны.

По данным ФСН и «Мониторинга экономики образования» НИУ ВШЭ, региональные расхождения в наличии в школах лабораторий по физике, химии, биологии, а также мастерских превышают 60 процентных пунктов. Есть различия между территориями, городскими и сельскими учебными заведениями — и в опциях углубленного изучения предметов, консультаций у школьных психологов и социальных педагогов и пр.

Образовательные результаты школ тоже заметно неоднородны. Международные исследования выявили серьёзную долю российских школьников с невысокой функциональной грамотностью (умением применять знания для решения жизненных задач). Так, в PISA 2018 года минимального порога хотя бы по одному из видов функциональной грамотности не добилась почти треть учащихся. А 12 % не достигли его по всем трём предметным областям. Наша страна держится на среднем по странам ОЭСР уровне по математике. Но по чтению и естественным наукам есть некоторое проседание.

А какова ситуация в российских школах с кружками?

Доступность дополнительного образования тоже варьируется по территориям. С увеличением размера населённого пункта растёт доля детей, участвующих в кружках в школе и вне её. И наоборот, чем меньше город/село, тем ниже доля ребят, посещающих дополнительные занятия.

В сёлах выше доля получающих дополнительное образование только в школе, что связано с ограниченным доступом к инфраструктуре внешкольного образования. По сути, сельские ребята не имеют равных с городскими опций для развития талантов с помощью дополнительного образования.

Что даёт концепт образовательной бедности на практике?

Это важное дополнение к оценкам неравенства условий и результатов. В образовательной политике фиксация неравенства (в кадрах, технологиях, оборудовании школ и развитии разных территорий) расценивается как неизбежность, присущая большой стране, и потому не стимулирует решения вопроса. Концепт и измерение образовательной бедности могут создать систему сигналов о проблемных зонах. Это позволит адресно наполнять школы ресурсами.

В отношении неравенства образовательных результатов ситуация сложнее. С одной стороны, соответствующие показатели российского образования не выглядят драматично на фоне средних по странам ОЭСР. С другой стороны, толерантность к такому типу неравенства в России остаётся. Поэтому, возможно, стоит использовать не индексы неравенства, а показатели доли учащихся и школ, не достигших порогового уровня качества образования. Такой шаг сделан в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование», в котором предусмотрена поддержка неуспешных школ.

Актуально и определение образовательной бедности, фиксирующее разрыв между формальными показателями обучения и реальным качеством знаний, влияющим на самореализацию человека. Нужна принципиально иная оценка результатов учащихся, выраженная не только в школьных аттестатах, баллах ЕГЭ и количестве зачислений в вузы, но и в реальных шансах на экономический, социальный и личностный успех.

IQ

Авторы исследования:
Зинаида Бутовская, аспирант Института образования НИУ ВШЭ
Роман Звягинцев, младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 26 декабря, 2022 г.