• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картотека: телесное картирование

Что оно рассказывает о человеке и какие знания даёт социологам

ISTOCK // Icons made by Freepik from flaticon.com

Метод картографирования телесности — body mapping — пришёл в социологию из психологии и тесно связан с арт-терапией. С его помощью можно много узнать о человеке: его чувствах, опыте, самоидентификации, отношениях с миром. Рисуя себя в полный рост, информанты размечают на изображении, как на карте, свои проблемы и достижения в сферах от здоровья до опыта эмиграции. Картинки и коллажи в этом смысле могут быть красноречивее слов, особенно в случае с «неудобными» темами. IQ.HSE рассказывает о возможностях этого визуального метода на основе статьи социолога из НИУ ВШЭ Сергея Старцева.

Что такое телесное картирование?

Это перспективный арт-метод в социологии — изображение человека в полный рост с разметкой, визуализирующей его переживания, мысли, телесные ощущения, этапы биографии человека и пр. Следуя дефиниции авторитетной пользовательницы этого метода, канадской исследовательницы Дениз Гастальдо, body mapping — процесс создания карт тела с помощью живописи и других художественных техник для визуального представления аспектов жизни людей.

Метод используется в качественных исследованиях. Применение визуальных инструментов позволяет учёным получить более ясную картину того, что люди думают о своей жизни и идентичности, что на них влияет и пр. По словам Гастальдо, это способ рассказывать истории, «похожие на тотемы, содержащие символы с различными значениями, которые можно понять только в связи с общей историей и опытом носителя». Не случайно второе название метода — body-map storytelling (рассказывание историй с помощью карты тела).

Почему бы не изучать телесность привычными методами?

Разные её аспекты — здоровье, болезни, сексуальность, самоощущения — бывает неэффективно исследовать с помощью традиционных социологических методов: интервью, опросов, фокус-групп. Некоторые темы, например, о статусе здоровья, сексуальных отношениях — считаются «неудобными», сензитивными, информанты говорят об этом неохотно. Так что исследователям болезней и стигматизированных групп бывает непросто собрать данные. И тут могут помочь визуальные инструменты. Они позволяют очертить связь между внутренними состояниями человека и ощущением телесности.

Карта тела даёт возможность людям, которым сложно выразить свои мысли в вербальном интервью, высказаться в рисунке. С помощью body maps можно изучать пересечения «социально-контекстуальных факторов, влияющих на здоровье и благополучие». Иными словами, телесное картирование — эффективное средство изображения социальных отношений, позволяющее «символически представлять способы взаимодействия телесности агентов и культурные значения», которые агенты придают этим связям.

Какие ещё преимущества есть у метода телесного картирования?

Во-первых, это инструмент повышения осведомленности в социальных, психологических и других вопросах. Так, body mapping стимулирует ВИЧ-положительных людей приобретать навыки, нужные им для поддержания благополучия, и помогает лучше понимать процесс лечения.

Во-вторых, это метод просоциальной пропаганды: отдельные карты тела можно показывать на выставках, публиковать на веб-сайтах. Такие изображения передают чувства, мысли и идеи, способные привлечь внимание общества к проблемам здравоохранения.

В-третьих, это биографический инструмент. Карты тела рассказывают о жизни людей.

Когда и как в социологию проникли арт-методы?

Их стали вводить в социологический инструментарий в 1990-е годы. Это объяснялось тем, что арт-методы хорошо зарекомендовали себя в работе со стигматизированными группами в рамках арт-терапии. Картирование тела впервые было использовано психологами-практиками и художниками из ЮАР, идейным лидером которых была Джейн Соломон.

В конце 1990-х в Южно-Африканской Республике возникла острая необходимость профилактики ВИЧ-инфекции. Появилась инициатива «Шкатулка памяти», помогавшая ВИЧ-положительным родителям подготовить детей к скорой смерти матери или отца. В ходе терапии украшались ларцы ручной работы, в которые матери помещали знаковые предметы для своих детей. Многие участники проекта решили рассказать о себе более широкой аудитории, что во многом предопределило его социальную миссию — терапевтическую функцию и защиту стигматизированных групп.

Какие ещё есть примеры использования телесного картирования?

В Японии body maps составлялись для выставки активисток, посвящённой здоровью женщин. В Кении картирование тела практиковалось для пропаганды и терапии в проектах с маргинализированными группами — людьми, живущими с ВИЧ, сиротами и пр. В Канаде метод пригодился для подготовки медсестёр и в сфере сексуального просвещения. Карты тела также применялись при изучении наркопотребителей. В Таиланде, где в сельском хозяйстве шли в ход пестициды, body mapping помог наглядно показать симптомы отравления у работников сельского хозяйства. Кроме того, телесное картирование практикуется вместе с фокус-группами для оценки государственных программ в области здравоохранения. Заметим, что оно редко выступает самостоятельным методом исследования — чаще дополняет интервью или дискуссии на фокус-группе.

А опишите процесс картографирования тела?

В гайде исследования систематизируются темы, стимулирующие участников проекта к созданию своей телесной карты. Они могут быть разделами одного большого сюжета или же самостоятельными блоками вопросов (например, об осознании болезни, общении с медиками и пр.).

Затем участникам выдаются рабочие инструменты: фломастеры, мелки, цветные карандаши, краски, картон и бумага, а также вырезки из журналов, фотографии. Печатные материалы позволяют информантам использовать готовые образы, которые могут лучше отражать их мысль. Так карта превращается в коллаж.

Далее модератор инструктирует участников проекта и предоставляет им свою собственную карту тела, чтобы продемонстрировать, как может выглядеть их работа. Это помогает лучше прочувствовать инструментарий.

На следующем этапе участники составляют собственные карты — начиная с контуров своего тела, нарисованных от руки на больших листах плотной бумаги или картона, в масштабе 1:1. Дальше они символически изображают то, что предполагается в проекте. Информанты могут комментировать рисунки, в том числе, в интервью. Такие пояснения — testimonioпозволяют снабдить карты вербальным контекстом.

Давайте посмотрим на какую-нибудь реальную телесную карту?

Дениз Гастальдо демонстрирует телесную карту некоего Андреса, участника проекта по изучению опыта нелегальных иммигрантов в Канаде. В коллаже и testimonio он рассказал, что имеет высшее образование, но из-за своего нелегального статуса вынужден работать маляром, периодически трудиться на фабрике (чтобы покрыть расходы на проживание) или в клининге. Он обрисовал своё отношение к такой занятости («Я ненавижу фабричную работу!»), ощущения в стране приёма («Пока что мне здесь весело. Я встречаюсь со многими людьми!»), свои чувства (разочарование из-за несоответствия работы уровню образования) и чувства близких («Моя мама беспокоится обо мне <...>»).

Андрес пояснил, что он широко раскинул руки на изображении, поскольку показывает свою восприимчивость к новым возможностям в Канаде. Он верит, что добьётся успеха в жизни. Другой ключ — цвет. Информант выбрал голубой цвет для своих телесных линий, поскольку ощущает спокойствие в Канаде. Личный символ Андреса — увеличительное стекло. «Я поместил его перед своим лицом, а также увеличил свои глаза и уши, чтобы показать, зачем я приехал в Канаду, а именно, чтобы увидеть и узнать что-то новое», — пояснил он. Слоган информанта — «Я верю, что всё в жизни является частью процесса». Этот выбор связан с тем, что опыт Андреса в Канаде — «только этап в жизни».

Образы родины Андрес представил рядом со своей головой (как мысли о ней, воспоминания). Его занятость (покраска, уборка и пр.) — низкооплачиваемая, и соответствующие изображения он разместил на уровне ног.

Как учёные анализируют подобные данные карт тела?

Анализ являет собой баланс индуктивных процессов, позволяющих изображениям говорить самим за себя, и дедукции, когда используются принципы структурирования, полученные из теории. Но существуют подходы, когда исследователи переключаются от визуального материала к метафорам или укоренившимся культурным знаниям почти рефлекторно. И всё же для понимания скрытого значения учёные должны быть готовы вникать глубже очевидного прочтения.

Можно сформулировать две стратегии анализа полученных данных. Первая основана на тематическом анализе, когда нарративные элементы, testimonio и изображения телесной карты кладутся в основу авторской интерпретации. Вторая стратегия реализуется с помощью кодирования testimonio и изображений телесной карты.

Учёные кодируют вербальную интерпретацию карты, которую предоставляют участники, с помощью обоснованной теории. Далее кодируются элементы изображения (символы, рисунки, надписи, цвета, линии и пр.). При этом используются специализированные программы (например, NVivo). Потом коды укрупняются, и на их основе развивается интерпретация данных.

Каковы недостатки метода?

Один из них заключается в том, что анализ данных телесного картирования существенно зависит от воображения и креативности автора (куратора) проекта. Можно получить как насыщенные смыслом трактовки, так и отражение ожиданий и креативных образов самого исследователя.

Речь о том, что многие учёные, использующие body mapping, в интерпретациях зачастую отсылают к своим прошлым исследовательским интуициям, «видя в рисунках то, что уже хотят увидеть». И хотя визуальные методы применяются всё чаще, среди исследователей пока наблюдается недостаток понимания того, насколько строго нужно анализировать визуальные образы.

Как бы то ни было, интерпретативный потенциал телесных карт позволяет находить новые интересные смыслы. Просто исследователи должны отдавать себе отчёт в том, что их бэкграунд может влиять на анализ полученных данных.

IQ

 

Автор исследования:
Сергей Старцев, стажер-исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ, аспирант кафедры анализа социальных институтов Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, приглашенный преподаватель Института медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 30 января, 2023 г.