• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Столица Гипербореи и «Золотое индустриальное кольцо»

Туристический потенциал российских моногородов

Ковдор / Wikimedia Commons

Пандемия и санкции изменили ситуацию в туристической сфере. Многим россиянам пришлось переориентироваться на отдых и путешествия внутри страны. С одной стороны, это требует активного развития разнообразных направлений туризма, с другой — города, в том числе малые, могут выиграть в экономическом плане, став точками притяжения для путешественников. Исследователи из НИУ ВШЭ Евгений Плисецкий, Кэролл Леонард и Ирина Ильина проанализировали перспективы и проблемы развития туризма в российских моногородах.

Тренд на города

Всемирная туристская организации ООН (ЮНВТО) прогнозирует, что городской туризм (для отдыха и бизнеса) будет расти очень быстрыми темпами — вдвое превышающими темпы сельского и прибрежного туризма. Все актуальные исследования рынка указывают на возрождение городов как центров туризма.

Российская туриндустрия, в свою очередь, столкнулась с неожиданным и резко растущим спросом после начала пандемии СOVID-19. Многие российские путешественники переориентировались на отечественные курорты и места, потенциально интересные для поездок и отдыха. В связи с этим возникло много актуальных вопросов, касающихся как существующих возможностей российских городов — что они могут предложить туристам уже сейчас, так и перспектив будущего развития.

Монопрофильная треть

Всего в России насчитывается более 400 культурно-исторических поселений различного ранга, размера и административного статуса. Список таких туристических городов впервые был сформирован и включён в качестве приложения к Федеральной целевой программе (ФЦП) «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002–2010 годы)». В рамках этой программы, все российские исторические города разделены на четыре категории в зависимости от ценности их архитектурного и градостроительного наследия:

 Категория I — исторические города международного значения, наследие которых имеет уникальный характер, признанный международным сообществом.

 Категория II — исторические города национального значения.

 Категория III — исторические города регионального значения.

 Категория IV — другие исторические города.

Согласно ФЦП, города, относящиеся к культурно-историческим поселениям, требуют принятия специальных мер, программ и т.п. для сохранения их наследия.

Группировка культурно-исторических поселений по размеру и категориям*

 

Исторические

города

Количество по категориям

I

II

III

IV

Малые и средние

3

34

67

228

Крупные

5

12

29

47

Столичные

2

-

-

-

Всего

10

46

96

275

Источники: Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. № 815

Примечание: * Не учтены поселки городского типа

Исследователи отмечают, что монопрофильные населенные пункты составляют примерно треть всех городов России. По состоянию на октябрь 2021 года 321 населённый пункт включен в утверждённый Правительством список моногородов.

Моногород — населенный пункт основанный при градообразующем предприятии с целью обеспечения трудовыми ресурсами.

«С учётом того, что первоначально моногорода возникли ещё в петровские времена, то культурно-исторические ценности присущи всем “древним” моногородам. В названиях моногородов отражается историко-культурное многообразие России: от старинного Гороховца до модернового Никеля. Более 70 моногородов могут претендовать на получение особого исторического статуса», — комментирует одна из авторов исследования Ирина Ильина. Она поясняет, что в современном виде моногорода в России создавались с начала 1950-х годов, но даже в этом случае их исторические объекты, по её мнению, уже подлежат музеефикации

Авторы отмечают, что по данным туристических порталов, в стране расположены порядка 70 курортных, по сути, монопрофильных пунктов. В пятерке продаж в 2021 году были курорты черноморских регионов, Ставропольского края, а также Алтая и Урала.

Существует перечень мер особой правительственной поддержки моногородов. «В то же время в законодательстве отсутствуют возможности для предоставления мер государственной поддержки городам, в основе экономической деятельности которых преобладают санаторно-курортная деятельность или оказание туристских услуг», — пишут исследователи. По их мнению, под действие управления развитием туристических городов должно подпадать гораздо большее число поселений, нуждающихся в целенаправленной поддержке, как с точки зрения инфраструктурного развития, так и стимулирования инвестиций в целях роста туристического потока.

От промышленности к туризму

C середины XX века, когда тяжелая промышленность начала быстро приходить в упадок, туризм, как отмечают исследователи, сыграл важную роль в переходе к ориентированной на обслуживание экономике. «Во-первых, туризм обычно функционирует как инструмент регенерации для приходящих в упадок или заброшенных промышленных зон, заброшенных месторождений, мест накопления отходов», — пишут авторы.

Это приводит к развитию различных зон отдыха, которые привлекают государственные и частные инвестиции. В результате полуразрушенные промышленные центры (например, шахты и заводы) могут превратиться в достопримечательности для туристов. «Во-вторых, туризм наследия может способствовать снижению высокого уровня безработицы, вызванной демонтажом заводов, горнодобывающих предприятий и других отраслей тяжелой промышленности», — поясняют учёные.

Зарубежный опыт содержит ряд успешных практик преобразования городов и других населённых пунктов в промышленные зоны. Эти практики, по мнению авторов, могут быть использованы в России — как с точки зрения выделения набора применимых льгот для участников туристического рынка, так и определения главных заинтересованных сторон и видов экономической деятельности, которые подпадают под действие льготного режима.

В качестве примеров авторы упоминают города разных стран мира, пережившие депопуляцию из-за сокращения добычи полезных ископаемых.

Примеры трансформации экономики убывающих городов, переориентированных на развитие туризма

Туристические города

Сектор промышленности

Приоритетная стратегия восстановления экономики

Ключевые меры по развитию туризма

Авилес (Испания)

Металлургическая промышленность

Городской туризм, функциональная и ландшафтная трансформация промышленных зон, адаптация к восстановлению окружающей среды, восстановление исторического центра и порта

Формирование и реализация туристической политики;

сотрудничество с международными и зарубежными организациями с целью привлечения инвестиций;

координация развития, финансирования и защита региональных ресурсов

Бильбао (Испания)

Промышленная переработка лесных ресурсов

Трансформации деревообрабатывающего сектора, природный туризм

Снижение налогов на билеты и аэропортовые сборы

Ньюкасл (Великобритания)

Судостроительство и судоремонт, добыча угля

Превращение в городской музей, центр искусств и наук

Формирование пятилетних планов и трехлетних «скользящих» среднесрочных программ

Пуэртольяно (Испания)

Горнодобывающая промышленность

Адаптация к возобновляемым источникам энергии и сокращение выбросов CO2, экологический туризм

Организация предложений для различных стран;

реализация инновационных проектов с государственной поддержкой по возобновляемой энергетике

Острава (Чехия)

Металлургическая промышленность

Развитие культурных и креативных индустрий

Создание льготного режима для инвесторов, включая предоставление грантов и освобождение от подоходного налога, налога на землю и имущество

Кардифф (Великобритания)

Угольная промышленность, металлургия

Сфера торговли и услуг, событийный туризм, образование и наука

Определение приоритетов инвестиций в туризм в городе и обеспечение их соответствия приоритетным рынкам;

предложения бренда для Уэльса

Ниагара Фолс (Канада)

Энергетика

Туризм, торговля

Создание нового современного центра обслуживания туристов в парке штата Ниагара-Фолс;

продвижение Фонда стратегического экономического развития Ниагарского водопада;

стимулирование развития целевых коммерческих коридоров за пределами центральной части города

Источник: статья исследователей

Один из примеров успешной трансформации промышленного города в привлекательную для туристов локацию стал испанский Авилес. В 1950-х здесь был построен крупный сталелитейный завод ENSIDESA. Население города с почти 21 тыс. увеличилось до более чем 85 тыс. Туристические сайты напоминают, что когда-то Авилес считался самым грязным городом Испании и чуть ли не всей Европы, при том что располагается он в живописной зелёной провинции.

В 2000-е власти решили изменить ситуацию и стали уделять приоритетное внимание оживлению и диверсификации экономики города. В числе принятых мер — очистка и восстановление устья реки Авилес, а также работы по воссозданию исторического центра города в рамках специального плана благоустройства. Были выделены дополнительные средства на реконструкцию зданий и создание общественной инфраструктуры, восстановление городского ландшафта и управление городскими отходами, водоснабжением и транспортом.

Сегодня Авилес привлекает туристов своими природными, культурными и архитектурными достопримечательностями, а также проводимыми в городе мероприятиями. Это, как отмечают авторы, — пример «системного» восстановления. «Город развивался на основе чёткой и обширной институциональной архитектуры, то есть продвигался вперед по генеральному плану, утверждённому в 2007 году в начале возрождения города», — поясняют авторы. Приоритетами в данном кейсе были объединение частного и государственного сотрудничества, инновационная адаптация («умный» город) и культурная экспансия.

В числе других примеров учёные приводят города, расположенные вдоль американско-канадской границы недалеко от Ниагарского водопада, развитию которых, как туристических рекреаций, власти также стали уделять внимание в 2000-е годы. Другой пример — Янгстаун (Огайо, США), в котором в прошлом веке процветали сталелитейные заводы. А теперь новая стратегия развития города заключается в уменьшении его размеров при одновременном улучшении качества окружающей среды, экономики и инфраструктуры.

Туристическое будущее моногородов России

В 2008-2014 годах Федеральное агентство по туризму (Ростуризм, упразднён в октябре 2022 года) проводило анализ потенциала развития туризма в российских моногородах, включая реализуемые и планируемые объекты в 27 из них. Финансирование данных проектов предполагалось осуществлять в рамках региональных и муниципальных целевых программ.

Какие меры поддержки предприняло государство?

В «Едином перечне мер поддержки монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» предусмотрено создание и реконструкция объектов культурного наследия и туристской инфраструктуры не территориях моногородов, отмечают авторы. При этом в последние годы регулярно проводятся конкурсы на предоставление субсидий из федерального бюджета на поддержку внутреннего и въездного туризма.

Росту доступности путешествий по стране, модернизации туристической инфраструктуры должен был способствовать и национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», принятый в 2021 году. В результате реализации мер, обозначенных в проекте, турпоток России должен был возрасти с 65 млн до 140 млн поездок в год.

Наряду с этим, начата программа (в рамках Концепции ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)») по продвижению туристских возможностей моногородов. В ней был сформирован список из 38 российских моногородов, имеющих хороший туристический потенциал и определены соответствующие инвестиционные проекты.

Ряд проектов получил активное развитие и приобрёл широкую известность, как, например, «Ковдор — столица Гипербореи» (Мурманская область). В списке также пос. Вершина Теи (Хакасия) с планами создания спортивно-туристического кластера «Вершина Теи» и туристско-рекреационного кластера «Поднебесье». Город Печоры (Псковская область) нацеленный на развитие событийно-познавательного и культурного туризма.

Город Каспийск в Дагестане, который ранее был известен как центр оборонной промышленности, также сейчас активно развивает туристско-рекреационный кластер. «Во многом это объясняется выгодным географическим положением — на берегу Каспийского моря поблизости от Махачкалы, Грозного и Владикавказа», — пишут авторы.

Они также обращают внимание на программу по развитию экотуризма. Она включает такие проекты, как, например, туристско-рекреационный комплекс (ТРК) «Заповедная Камчатка», ТРК «Сердце Башкири», «Горная Хакасия», «Смоленское Поозерье. Истоки России» и другие со сроками реализации в 2020-2023 годах.

В целом можно выделить три ключевых направления развития туризма в моногородах:

 индустриальный туризм;

 культурно-исторический туризм;

 экотуризм на прилегающих к моногороду территориях.

Кейсы Мышкина и Кировска

В качестве успешных примеров развития отечественных малых городов авторы приводят Мышкин (Ярославская область) и Кировск (Мурманская область). В Мышкине в 1990-е практически не было туристов. В 2001 году здесь создали муниципальное унитарное предприятие «Мышкинский центр туризма». И уже в 2015 году количество туристов в городе составило 102,8 тыс. человек. Правда в 2021 — «пандемийном» — году оно снизилось до 50,4 тыс. человек.

Несмотря на успех, проблем с развитием туризма в Мышкине множество, отмечают исследователи. «Но главным в привлекательности города является “первопроходство” в создании русского эклектичного стиля в совокупности с ярким образом “мышки”, перекликающимся с названием города», — комментируют они.

Кировск считается моногородом в течение последних 90 лет. Основная специализация — добыча полезных ископаемых (апатитовые руды). Но город также является центром горнолыжного туризма. Здесь 37 горнолыжных маршрутов, 47 км трасс, 15 подъёмников.

Авторы отмечают, что потенциал территории позволяет развивать также природно-познавательный туризм, горный велотуризм и прочие виды спортивно-технического туризма. В 2017 году Кировск получил статус «Территория опережающего развития» (ТОР), а это активизировало привлечение инвестиций в туризм. Согласно экспертным оценкам, туристический горнолыжный поток города в 2021 году составил 245 тыс. человек по сравнению с прежними показателями в 150 тыс. в год.

Проблемы для решения

Несмотря на успешные примеры, превращение монопрофильных городов в туристские дестинации в России находится только на первой ступени развития. Сегодня этот процесс, по мнению авторов, сталкивается со следующими проблемами:

 длительные сроки окупаемости и высокие риски инвестиционных проектов в развитие туризма;

 недостаточность современных технологий планирования безопасных маршрутов и создания современных турпродуктов в моногородах;

 большая часть моногородов находится в слабозаселенных районах с неблагоприятной транспортной доступностью;

 как правило, отсутствие в моногородах качественной инфраструктуры;

 проблемы управления: органы исполнительной власти в моногородах не имеют достаточного опыта в управлении развитием туризма;

 недостатки инвестиционного климата: в большинстве моногородов нет развитой институциональной среды для ведения бизнеса.

Отечественная и зарубежная практика показывает, что меры поддержки туризма в монопрофильных городах имеют большую «окупаемость». Что позволяет, по мнению авторов, обеспечить ускоренное экономическое развитие территорий. Благодаря туризму моногорода могут стать «точками роста» для экономики страны в целом, считают исследователи.

Помимо принимаемых мер, на первом этапе развития туризма в монопрофильных городах полезно выделить и уточнить понятие и критерии туристического моногорода. «Изначально необходимо определить целесообразность использования действующей категории “монопрофильные муниципальные образования” для регламентации специфики туристских моногородов в границах отдельных муниципальных образований», — поясняют авторы.

При формулировании законодательного определения понятия «монопрофильной туристской территории», по мнению исследователей, необходимо отразить ряд основополагающих моментов с учётом специфики деятельности в сфере туризма. Среди них: определение границ территории; закрепление понятия градообразующей группы предприятий «монопрофильной туристской территории» в рамках единой специализации по сводной группировке видов экономической деятельности в сфере туризма и/или санаторно-курортного лечения; соответствующие возможности долгосрочного социально-экономического развития, определение видов государственной поддержки; оказание мер государственной поддержки туристских проектов. Затем, как считают авторы, могут быть разработаны механизмы, которые включат институциональную архитектуру, создание сетей заинтересованных сторон и управление трудовыми ресурсами, доступными в монопрофильных городах.
IQ

 

Авторы исследования:
✝︎ Евгений Плисецкий, НИУ ВШЭ
Кэролл Леонард, РhD, ведущий научный сотрудник Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ (на момент проведения исследования)
Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 16 февраля, 2023 г.