• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шопинг по тревоге

Почему россияне делают покупки без необходимости

ISTOCK

Компульсивные покупки — известная и распространённая проблема. Люди часто приобретают товары и услуги без реальной на то необходимости — в стремлении поддержать свой социальный статус или развлечься. Кроме того, шопоголизм оказывается деструктивным способом справиться с тревожными и депрессивными состояниями. Группа учёных из Москвы, Санкт-Петербурга и Костромы изучила особенности компульсивного поведения россиян. Одним из авторов работы выступил профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Александр Максименко.

Исследуя шопоголизм

Компульсивные покупки привлекли внимание учёных и психиатров ещё в конце XIX - начале XX века. Первое определение этого явления — как одного из «симптомов дегенерации» — дал французский психиатр Валентин Маньян в 1892 году в ходе одной из своих лекций. Однако активное и строго научное изучение феномена шопоголизма затем возобновилось лишь в 1980-х годах.

Компульсивный шопинг, согласно одному из существующих определений, — это патологическая форма покупок и расходов, при которой у человека возникает непреодолимое, неконтролируемое, постоянно присутствующее желание делать покупки и тратить деньги. Также в научных работах данное явление рассматривается как хроническая, повторяющаяся покупка, которая становится основной реакцией на негативные события и чувства и может включать симптомы, эквивалентные навязчивому желанию и абстинентному синдрому.

Склонные к навязчивым покупкам люди характеризуются такими личностными особенностями, как тревожность, депрессия, материализм и импульсивность. Согласно существующим исследованиям, на чрезмерные покупки может оказывать прямое влияние высокий уровень невротизма и низкая добросовестность. В одной из работ , например, было показано, что шопоголизм среди студентов старших курсов связан с низкой успеваемостью, повышенным уровнем стресса, соматическими жалобами и суицидальным поведением.

Для изучения компульсивного поведения нередко проводят опросы непосредственно среди посетителей торговых центров (ТЦ). Благодаря этому удалось выяснить, что до 8,7% посетителей ТЦ могут быть классифицированы как страдающие расстройством компульсивного потребления.

Шопоголизм в прямом смысле дорого обходится страдающим им людям. Финансовые затраты, согласно оценкам самих любителей ходить по магазинам, действительно значительные. При этом шопоголизм может идти в связке с накопительством, а также расстройствами пищевого поведения — в большей степени с булимией (перееданием). Кроме того, компульсивные покупки положительно связаны с поиском удовольствия и низким уровнем контроля, требующим усилий.

Компульсивные покупки у россиян

В российской науке шопоголизм остаётся малоизученным феноменом. Новое исследование должно было восполнить этот пробел. В ходе него были апробированы специальные методики, такие как «Шкала навязчивых покупок» и русскоязычная версия «Новой шкалы монетарного поведения». Последняя позволяет измерить выраженность финансовой тревожности в общей структуре отношения к деньгам.

Учёные выдвинули гипотезу, что компульсивное покупательское поведение взаимосвязано с уровнем депрессии, общей тревожности и стресса, а также проявлениями финансовой тревожности.

С помощью сервисов anketolog.ru и toloka.yandex.ru с январе 2023 года исследователи провели онлайн-опрос 524 респондентов (47,6% мужчин и 52,4% женщин, средний возраст — 45 лет). Почти треть участников опроса (34,4 %) проживала в областных центрах, чуть менее трети — в городах-мегаполисах, 22,7% — в районных центрах, 13,7% — в Москве. Большинство из них указали, что имеют средний доход — 59,3%, 22,8% — низкий, 9,8% — сводят концы с концами, и лишь 8,1% — обладатели высокого уровня дохода.

Последующий корреляционный анализ данных опроса показал, что существует статистическая связь покупательского поведения респондентов с половозрастными особенностями. Так, женщины чаще приобретают вещи, которые им не нужны, а мужчины получают меньше удовольствия от шоппинга и отдают предпочтение покупке напитков.

Кроме того, покупки приносят меньше удовольствия или совсем не в радость представителям старшего поколения. Они реже чувствуют побуждение ходить по магазинам и тратиться, когда у них нет ни времени, ни денег, редко приобретают что-либо, когда им ничего не нужно.

Меньшую склонность к компульсивным покупкам также показали респонденты с более высокой оценкой своих доходов. Таким людям менее свойственно приобретать ненужные вещи и заниматься «психотерапией» шоппингом. Аналогичные установки и у участников опроса, отметивших свою религиозность. А вот семейное положение и уровень образования не показали значимых связей со склонностью к шопоголизму.

Тревога гонит в магазин

Отдельно учёные проанализировали связь склонности к компульсивным покупкам с так называемыми денежными акцентуациями — финансовой одержимостью, значимостью денег для уважения в обществе, использованием денег как инструмента влияния на людей и финансовой тревожностью. «Высоко значимые связи доказывают, что личности, склонные использовать деньги как власть и инструмент влияния на других, больше подвержены шопоголизму. Также оказалось, что среди шопоголиков больше тех, для кого деньги — отражение достижений и успеха, символ уважения и признания», — пишут авторы.

Подобная ориентация на престиж свойственна лицам, склонным к компульсивному поведению заёмщика для последующих трат, цель которых — произвести впечатление. Исследования показывают, что наличие долговых обязательств не всегда ведёт к тому, что потребители готовы «затянуть пояса». «Долговой стресс часто увеличивает намерения покупателей потреблять предметы роскоши и заниматься демонстративным потреблением, а воспринимаемое понижение статуса опосредует эту взаимосвязь», — комментируют авторы.

Результаты анализа также показали взаимосвязь шопоголизма с финансовой тревожностью. «У склонных к шопоголизму людей оказалась выше финансовая тревожность, а лица, испытывающие бремя финансовой тревожности, чаще ведут себя как компульсивные покупатели», — поясняют исследователи.

Посредством специальных шкал у респондентов проводилось измерение уровня негативных состояний. Выяснилось, что у них умеренная степень выраженности депрессии, незначительный стресс, однако высокая степень тревожности. «Учёт демографических переменных позволяет утверждать, что стресс более выражен у женщин, чем у мужчин, а депрессия и тревожность (ожидаемо) — у людей более одиноких (не состоящих в браке или в неофициальных отношениях)», — поясняют авторы.

Но самое главное — чем меньше был субъективный уровень дохода у обследованных россиян, тем более высокими оказались показатели уровня депрессии, тревожности и стресса.

Высокой оказалась и связь компульсивного покупательского поведения с личностной чувствительностью к тревоге. Последний компонент рассматривался исследователями в трёх аспектах:

 физическом (соматическом), когда человек ощущает растущее волнение, беспричинный страх, панику, тремор;

 когнитивном, когда мысли скачут, беспокоит страх не вспомнить что-то, плохо получается сосредоточиться;

 социальном, когда слишком сильная реакция на различные жизненные ситуации, страх отсутствия перспектив, переживание бессмысленности своей жизни.

Авторы пришли к выводу, что проявления чувствительности к тревоге во всех этих аспектах тесно взаимосвязаны с компульсивным поведением.

Одна из тем, которая ещё нуждается в дополнительном исследовании, — связь компульсивного поведения потребителей с их ценностями и смыслами. Существующие работы показывают, что демонстративное потребления имеет положительную связь с чувством внешней ценности человека и отрицательную — со смыслом жизни. Иными словами, люди, обладающие смыслом жизни, меньше подвержены демонстративному потреблению.
IQ

 

Авторы исследования:

Александр Максименко, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ

Ольга Дейнека, профессор Санкт-Петербургского государственного университета

Дарья Юринова, студентка Костромского государственного университета

Елена Чарушина, доцент Костромского государственного университета

Константин Бояркин, младший научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 2 апреля