• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образование
Правительствам нужно уделять больше внимания поддержке массовых университетов, с одной стороны, и элитных исследовательских вузов, с другой. Ведь первые удовлетворяют растущие потребности рынка труда, а вторые готовят ученых, которые становятся драйверами экономики знаний, отметил Филип Дж. Альтбах в новом выпуске журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
В ведущих российских университетах могут появиться электронные библиотеки онлайн-курсов, что позволит повысить качество обучения. Перенеся в виртуальную сеть теоретические лекции, преподаватель сможет больше времени посвятить общению со студентом: разбору интересных примеров, демонстрации оборудования, ответам на вопросы, проведению мастер-классов, считает автор онлайн-курса «Компьютерная графика», сотрудник Московского института электроники и математики (МИЭМ) НИУ ВШЭ Денис Королев.
Образовательное сообщество хотело бы использовать новые достижения нейробиологии – науки, изучающей мозг. Однако попытки транслировать достижения ученых нередко приводят к тому, что учебные методики создаются на основе заблуждений и мифов, отметил руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ Василий Ключарев в докладе «Нейробиология и образование: мифы и взаимосвязи».
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) может стать важнейшим ресурсом экономического развития российских регионов, сбалансировать рынок труда и снизить безработицу. В то же время, в России, вопреки мировым тенденциям, практики такого образования способны усиливать социальное неравенство, рассказал Марк Агранович на прошедшей в НИУ ВШЭ международной конференции «Региональная дифференциация образовательных систем».
Любознательность и внутренний интерес к предмету – вот важнейший фактор, позволяющий слушателям массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs) успешно окончить учебу. Внешние мотивы, такие как необходимость получения дополнительных знаний для карьерного роста, также играют важную роль для успешного завершения онлайн-учебы, выяснила в исследовании аналитик Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Семенова. Успехи этих категорий слушателей оказываются значимо выше достижений участников, не преследующих определенной цели при прохождении курса.
Стартовая зарплата выпускника университета – уравнение со многими неизвестными. На доход влияет множество факторов: качество образования, уровень подготовки, бренд вуза, наличие опыта, социально-экономический бэкграунд семьи, ситуация на рынке труда, выяснили завкафедрой экономики труда и народонаселения, проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин и аналитик Лаборатории исследований рынка труда Высшей школы экономики Виктор Рудаков. По сути, эксперты составили теоретическую матрицу для будущего мониторинга выпускников вузов, появления которого ждут все стейхолдеры системы образования: от семей до государства.
Одни преподаватели сильнее вовлечены в дела вуза, личностно переживают его неудачи и радуются успехам, а другие этого не делают. Одни готовы работать в выходные дни, помогать коллегам, выполнять разнообразную внеучебную работу, а другие стараются делать не больше, чем формально закреплено в их контрактах и должностных обязанностях. Научные исследования показывают, что одним из важных различий между первыми и вторыми является уровень из приверженности организации, выяснил младший научный сотрудник международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Андрей Ловаков.
Каждый седьмой взрослый россиянин в минувшем году получал дополнительное образование, отметили замдиректора Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Николай Шугаль и старший научный сотрудник этого Центра Динара Бородина.
К университетам неприменима логика жесткой конкуренции и принцип «выживет сильнейший». Массовые вузы выполняют функцию социальных лифтов для молодежи и заслуживают поддержки наряду с элитными университетами, фигурирующими в мировых рейтингах высшей школы, рассказал немецкий эксперт по развитию высшего образования Ульрих Тайхлер в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования».
Студенты с международным опытом имеют преимущества при поиске работы и успешнее общаются с людьми. Университетам, заинтересованным в успешной карьере своих выпускников, нужно усилить интернационализацию обучения, пишет британский эксперт по международным программам вузов Элспет Джонс в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
Повышение зарплат университетских преподавателей должно «конвертироваться» в более впечатляющие научные результаты. Вместе с тем, внедрение новой системы, с разделением зарплаты на базовую ставку и стимулирующую часть, поставило перед руководством вузов и преподавателями непростые моральные проблемы. Реализация академического контракта может уменьшить доверие в научном коллективе, демотивировать сотрудников и ослабить чувство сопричастности к своему вузу, полагает доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Иван Павлюткин.
Интеграция в международное образовательное поле вошла в планы развития многих университетов. В то же время ее стратегии и критерии оценки разработаны лишь в небольшом числе вузов, отметили голландские эксперты по международной деятельности вузов Адинда ван Гален и Рената Гилесен в статье в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».