• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образование
Дополнительное образование по-прежнему популярно среди российских школьников: в кружках и секциях занимается большинство детей. Многие из них посещают внеклассные занятия в собственной школе. Ребята, которые не ходят в кружки, объясняют это цейтнотом, отсутствием внешкольного образования в их населенном пункте или высокой платой за занятия, выяснили заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и старший научный сотрудник этой лаборатории Валерия Иванюшина
Интеграция российского научного сообщества в международное, интернационализация российских научных журналов, повышение качества публикаций и исследований – вот сверхзадачи нового проекта Russian Science Citation Index с участием НИУ ВШЭ, реализуемого на платформе ведущего мирового поисковика по научным публикациям Web of Science. К концу следующего года должна появиться национальная база данных, включающая лучшие российские журналы и публикации за последние десять лет, которая станет частью международного публикационного пространства
Модернизация российской средней школы невозможна без участия университетов. Именно они должны взять на себя роль трансформаторов изменений в системе среднего образования, отметили сотрудники НИУ ВШЭ в Перми Галина Володина, Алла Оболонская и Татьяна Ратт в статье «Университетско-школьный кластер – среда развития профессиональных компетенций учителя»
Неравный доступ к международным программам, коммерциализация высшего образования, вероятность утечки мозгов, утрата культурной идентичности и чрезмерная конкуренция между университетами – такие риски интернационализации вузов отметили университеты разных регионов мира в профильном исследовании, проведенном Международной Ассоциацией университетов (International Association of Universities). Его результаты опубликованы в свежем номере журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»
Профессора НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич и Татьяна Малева награждены медалями Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) за научные исследования региональной экономики и социальной политики
Рост стоимости обучения и ужесточение миграционной политики в преддверии выборов – вот причины сокращения числа иностранных студентов в британских университетах, отметил Саймон Марджинсон в статье, опубликованной в новом номере журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»
Федеральный и региональный «материнский капитал», рост оплаты декретных отпусков, повышение детских пособий и другие меры активного демографического курса, стартовавшего в России с 2007 года, ускорили рождения детей. Но на итоговую рождаемость в стране это пока вряд ли сильно повлияло. Сергей Захаров и Томас Фрейка в новом журнале НИУ ВШЭ «Демографическое обозрение» изучили репродуктивные тренды за последние полвека, чтобы спрогнозировать эффект демографического курса страны
Российская наука оказалась в СМИ в положении падчерицы. Публикаций о результатах научных работ и самих ученых в прессе плачевно мало. Рынок профильных изданий в России развит недостаточно. В то же время и наука чурается публичности, остается закрытой: ученые неохотно общаются со прессой, пиар-подразделения научных организаций работают неэффективно. Высшая школа экономики вошла в топ-пять тех немногих научных центров, которые действительно стали медийными, показало исследование коммуникационного агентства SPN Communications
Большинство российских студентов-старшекурсников работают. Основной причиной совмещения учебы и работы является желание набраться опыта, а не потребность в финансовых средствах, отметили заведующий научно-учебной лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин и аналитик этой лаборатории Виктор Рудаков в исследовании «Совмещение учебы и работы студентами российских вузов»
После введения ЕГЭ дополнительная подготовка к экзаменам не утратила свою популярность. Правда, если раньше предпочтение отдавалось репетиторам из выбранного вуза, то теперь на ЕГЭ «натаскивают» и педагоги «с улицы», выяснил младший научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) НИУ ВШЭ Илья Прахов в исследовании «Динамика инвестиций и отдача от дополнительной подготовки к поступлению в вуз»
Две стратегии интеграции России в европейское образовательное поле – переход к системе бакалавриата и магистратуры и расширение партнерства вузов со стейкхолдерами – воплощаются по принципу «то густо, то пусто». Карт-бланш на развитие магистратуры и научных изысканий на деле получили лишь ведущие университеты. Основная масса вузов в условиях недостатка средств вынуждена сосредоточиться на бакалавриате, отметили Евгений Князев и Наталья Дрантусова в статье, опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования»
В последние годы в России предпринято несколько попыток развития исследовательских университетов. О перспективе возвращения науки в вузы размышляют научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и замминистра образования и науки РФ Александр Повалко в статье, опубликованной в международном сборнике «How World-Class Universities Affect Global Higher Education»