• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образование
Модернизация российской средней школы невозможна без участия университетов. Именно они должны взять на себя роль трансформаторов изменений в системе среднего образования, отметили сотрудники НИУ ВШЭ в Перми Галина Володина, Алла Оболонская и Татьяна Ратт в статье «Университетско-школьный кластер – среда развития профессиональных компетенций учителя»
Неравный доступ к международным программам, коммерциализация высшего образования, вероятность утечки мозгов, утрата культурной идентичности и чрезмерная конкуренция между университетами – такие риски интернационализации вузов отметили университеты разных регионов мира в профильном исследовании, проведенном Международной Ассоциацией университетов (International Association of Universities). Его результаты опубликованы в свежем номере журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»
Профессора НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич и Татьяна Малева награждены медалями Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) за научные исследования региональной экономики и социальной политики
Рост стоимости обучения и ужесточение миграционной политики в преддверии выборов – вот причины сокращения числа иностранных студентов в британских университетах, отметил Саймон Марджинсон в статье, опубликованной в новом номере журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»
Федеральный и региональный «материнский капитал», рост оплаты декретных отпусков, повышение детских пособий и другие меры активного демографического курса, стартовавшего в России с 2007 года, ускорили рождения детей. Но на итоговую рождаемость в стране это пока вряд ли сильно повлияло. Сергей Захаров и Томас Фрейка в новом журнале НИУ ВШЭ «Демографическое обозрение» изучили репродуктивные тренды за последние полвека, чтобы спрогнозировать эффект демографического курса страны
Российская наука оказалась в СМИ в положении падчерицы. Публикаций о результатах научных работ и самих ученых в прессе плачевно мало. Рынок профильных изданий в России развит недостаточно. В то же время и наука чурается публичности, остается закрытой: ученые неохотно общаются со прессой, пиар-подразделения научных организаций работают неэффективно. Высшая школа экономики вошла в топ-пять тех немногих научных центров, которые действительно стали медийными, показало исследование коммуникационного агентства SPN Communications
Большинство российских студентов-старшекурсников работают. Основной причиной совмещения учебы и работы является желание набраться опыта, а не потребность в финансовых средствах, отметили заведующий научно-учебной лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин и аналитик этой лаборатории Виктор Рудаков в исследовании «Совмещение учебы и работы студентами российских вузов»
После введения ЕГЭ дополнительная подготовка к экзаменам не утратила свою популярность. Правда, если раньше предпочтение отдавалось репетиторам из выбранного вуза, то теперь на ЕГЭ «натаскивают» и педагоги «с улицы», выяснил младший научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) НИУ ВШЭ Илья Прахов в исследовании «Динамика инвестиций и отдача от дополнительной подготовки к поступлению в вуз»
Две стратегии интеграции России в европейское образовательное поле – переход к системе бакалавриата и магистратуры и расширение партнерства вузов со стейкхолдерами – воплощаются по принципу «то густо, то пусто». Карт-бланш на развитие магистратуры и научных изысканий на деле получили лишь ведущие университеты. Основная масса вузов в условиях недостатка средств вынуждена сосредоточиться на бакалавриате, отметили Евгений Князев и Наталья Дрантусова в статье, опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования»
В последние годы в России предпринято несколько попыток развития исследовательских университетов. О перспективе возвращения науки в вузы размышляют научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и замминистра образования и науки РФ Александр Повалко в статье, опубликованной в международном сборнике «How World-Class Universities Affect Global Higher Education»
Треть выпускников региональных вузов планируют сменить место жительства. Большинство желает переехать в другой город России, а около 7% выпускников намерены покинуть страну, выяснили профессор кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Елена Варшавская и директор Центра миграционной политики НИУ ВШЭ Ольга Чудиновских в исследовании «Миграционные планы выпускников региональных вузов России»
Несмотря на расширение системы высшего образования во всем мире, стать штатным хорошо оплачиваемым преподавателем вуза молодому специалисту очень нелегко. Мешает многое: кадровая политика учебных заведений, отстающий рост госфинансирования, а также замена связями рыночных механизмов распределения вакантных мест, выяснила в ходе исследования международная группа ученых – Мартин Финкельштейн, Кевин Иглесиас, Анна Панова и Мария Юдкевич