• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образование
Интеграция в международное образовательное поле вошла в планы развития многих университетов. В то же время ее стратегии и критерии оценки разработаны лишь в небольшом числе вузов, отметили голландские эксперты по международной деятельности вузов Адинда ван Гален и Рената Гилесен в статье в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
Уровень профессионального стресса преподавателей российских вузов и степень их удовлетворенности работой во многом зависят от нематериальных факторов. Речь о хорошей коммуникации с коллегами и руководством, возможности влияния на них и участия в принятии важных решений, касающихся жизни университета, выяснили стажер-исследователь Лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Ирина Давыдова и младший научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ Яна Козьмина, работавшие над российской частью международного проекта Changing Academic Profession.
Образовательный выбор учащихся выпускных классов определяется, в том числе, и их окружением в коллективе. Например, чем ниже оценки по физике в классе, тем выше шанс, что ученик, интересующийся техническими специальностями, выберет их и при продолжении обучения в вузе. Ведь старшеклассник осознает свое конкурентное преимущество перед школьными приятелями, полагают замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ Андрей Захаров и стажер-исследователь этой лаборатории Елизавета Черненко.
Новый этап развития высшей школы заставил государственные университеты выработать стратегии адаптации и изменения. Ведущих стратегий две: одна предполагает широкую специализацию вуза, интернационализацию и ставку на междисциплинарную работу, другая подразумевает определенный профиль, ориентацию на нужды национальной экономики и тесную связь с работодателями, выяснила Елена Строгецкая в ходе исследования, представленного в НИУ ВШЭ на V международной конференции «Дифференциация в динамично меняющихся системах высшего образования: вызовы и возможности».
В условиях роста ожиданий со стороны государства и общества университеты должны повышать свою научную и образовательную активность. Измерить и выработать адресные рецепты ее увеличения позволяет метод, предложенный группой ученых* НИУ ВШЭ. Его можно назвать «биометрическим» – эксперты учли все основные стороны жизни университетского «организма» и представили обобщенную картину российской высшей школы. 
Бюджетное финансирование системы высшего образования не учитывает реальный спрос на него со стороны населения. Около 10% бюджетных мест не отвечает интересам абитуриентов. Гуманитариев слишком мало, а технарей слишком много, выяснили в ходе исследования сотрудники Института развития образования, департамента математики, Центра семантических технологий и факультета экономики НИУ ВШЭ.
Чтобы оживить миграционные процессы в стране и разнообразить направления внутренней миграции, необходимо повышать качество региональных вузов. Тогда молодежь будет стремиться не только в Москву, Санкт-Петербург, Томск и Новосибирск, но и в другие регионы, отметил ведущий научный сотрудник Института демографии Высшей школы экономики Никита Мкртчян в докладе «Межрегиональная миграция молодежи как индикатор учебной миграции в РФ».
Государство и общество стараются способствовать реорганизации вузов и повышению их эффективности. Университеты, в свою очередь, зачастую формально отвечают на эти запросы, не стимулируя преподавателей к профессиональному и карьерному росту. Инновациями в области управленческой и кадровой политики занимаются в основном научные исследовательские университеты, рассказали в статье замдиректора Института развития образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский и доцент кафедры экономики и менеджмента сервиса Байкальского государственного университета экономики и права Дарья Хлебович.
Типичный директор российской школы «авторитарный хозяйственник», который ставит во главу угла вопросы администрирования, а не образование детей. В то же время наиболее эффективным руководителем может быть только «демократичный предводитель», привлекающий к управлению школы всех учителей и открытый для проведения реформ, пришли к выводу в ходе исследования Наиль Фархатдинов, Надежда Евстигнеева, Дмитрий Куракин и Валерия Малик.
Массовое высшее образование – явление, давно узаконившееся в России, - остается нетривиальным вопросом для
многих стран. В науке не прекращается рефлексия на тему экспансии вузовского
образования. Основные тезисы суммировали в своем исследовании Ребекка Шендел, Тристан Маккоуэн и Мозес Окетч. Поддержка работы высшей школы приносит обществу весьма щедрые дивиденды, и часть из них еще явно недооценена, – таково резюме работы, результаты которой опубликовал журнал НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»
Политика эффективных контрактов работает в школе лишь отчасти. С одной стороны, с ростом зарплаты профессия учителя стала более привлекательной: в школу потянулись высококвалифицированные кадры и молодежь. С другой стороны, часть преподавателей все еще дополнительно трудятся на стороне. На этом фоне управление качеством работы педагогов не всегда входит в приоритеты руководства школ, отметили эксперты Института образования НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок Павел Деркачев и ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Марина Пинская
Школа мало занимается воспитанием детей, сетуют родители. Подростки часто руководствуются прагматическими соображениями, а не нормами морали, хотя и прекрасно знают, что такое добро и зло, отвечают учителя. Им крайне сложно воспитывать учеников при бездействии семьи: слишком непрост моральный климат в обществе и невысок статус профессии учителя, а в самом образовательном учреждении больше всего ценятся достижения учеников в учебе, рассказали на семинаре в НИУ ВШЭ Елена Аржаных и Елена Новикова