• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образование
Вузовские профессора превращаются в клерков, тонущих под грудами бумаг. Топ-менеджеры университетов сковывают их исследовательскую работу неусыпным контролем и повышением преподавательской нагрузки. Студенты воспринимают педагогов как обслуживающий персонал. Деканы нередко игнорируют мнение ученых. В такой нервной обстановке сложно заниматься наукой. Евгений Балацкий в журнале НИУ ВШЭ «Мир России» рассуждает о наиболее нелепых казусах академического быта
Единые государственные экзамены (ЕГЭ) можно считать объективным измерением знаний выпускников школ, считает большинство учителей, отметили в исследовании  Владимир Собкин, Любовь Духанина и Дмитрий Адамчук. Причем чем опытнее педагог, тем позитивнее оценка этой формы итоговой аттестации
Российская высшая школа недалеко ушла от советской. Инерция по-прежнему характерна и для управления вузами, и для самого образования. Университеты все так же готовят «полуфабрикаты» для работодателей. Деканы и ректоры поглощены отчетностью. И даже модные массовые онлайн-курсы – это, по сути, обычные лекции, хотя и в подарочной упаковке, рассказал доцент департамента образовательных программ НИУ ВШЭ Петр Сафронов в эссе в журнале НИУ ВШЭ «Отечественные записки»
Университеты деградируют не только в силу нехватки денег, приема слабых студентов, отсутствия связи с профессиональным сообществом и утечкой умов. Спасительной «перезагрузке» вузов мешает и консерватизм их руководства, преподавателей и ученых, отметили научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и младший научный сотрудник этого института Михаил Лисюткин в докладе «Феномен деградирующих университетов в России. Постановка проблемы»
Конкуренция естественнонаучных лабораторий часто сопровождается их взаимопомощью. Это позволяет получить доступ к дефицитным ресурсам: экспертному знанию, грантам, приборам и материалам. Аспирантка НИУ ВШЭ Анна Артюшина изучила взаимодействие лабораторий в одной из самых высококонкурентных научных областей – биотехнологической
Образовательная система Китая стала излишне иерархичной и не способствует развитию социальной мобильности. Более трети выпускников малопрестижных вузов сегодня не могут найти работу. Изменить ситуацию может создание двухуровневой системы высшего образования, рассказали Цян Чжа и Чуаньи Ван в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»
Вопреки распространенному мнению о падении качества образования, родители российских учеников школами в целом довольны. Однако, при всем лояльном отношении к этим учебным заведениям, семьи считают, что без дополнительных занятий дети не смогут успешно сдать итоговые экзамены. Татьяна Клячко, Елена Авраамова и Дмитрий Логинов в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» проанализировали отношение к школе со стороны родителей
Дополнительное образование по-прежнему популярно среди российских школьников: в кружках и секциях занимается большинство детей. Многие из них посещают внеклассные занятия в собственной школе. Ребята, которые не ходят в кружки, объясняют это цейтнотом, отсутствием внешкольного образования в их населенном пункте или высокой платой за занятия, выяснили заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и старший научный сотрудник этой лаборатории Валерия Иванюшина
Интеграция российского научного сообщества в международное, интернационализация российских научных журналов, повышение качества публикаций и исследований – вот сверхзадачи нового проекта Russian Science Citation Index с участием НИУ ВШЭ, реализуемого на платформе ведущего мирового поисковика по научным публикациям Web of Science. К концу следующего года должна появиться национальная база данных, включающая лучшие российские журналы и публикации за последние десять лет, которая станет частью международного публикационного пространства
Модернизация российской средней школы невозможна без участия университетов. Именно они должны взять на себя роль трансформаторов изменений в системе среднего образования, отметили сотрудники НИУ ВШЭ в Перми Галина Володина, Алла Оболонская и Татьяна Ратт в статье «Университетско-школьный кластер – среда развития профессиональных компетенций учителя»
Неравный доступ к международным программам, коммерциализация высшего образования, вероятность утечки мозгов, утрата культурной идентичности и чрезмерная конкуренция между университетами – такие риски интернационализации вузов отметили университеты разных регионов мира в профильном исследовании, проведенном Международной Ассоциацией университетов (International Association of Universities). Его результаты опубликованы в свежем номере журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»
Профессора НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич и Татьяна Малева награждены медалями Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) за научные исследования региональной экономики и социальной политики