• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Госуправление
Большинство некоммерческих организаций (НКО) считают, что государство в целом старается сотрудничать с третьим сектором – опорой гражданского общества. НКО, со своей стороны, тоже часто говорят о готовности к партнерству с властью. На практике доля примеров такого альянса скромна, хотя проявления встречного движения государства и третьего сектора очевидны. Об итогах опроса руководителей НКО рассказала в статье директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.
Успех кластерной политики зависит не столько от стараний самого бизнеса, сколько от активных и скоординированных действий органов власти. Отвечать за создание новых рабочих мест и компаний, стимулировать инновации и подготовку кадров в ключевых секторах экономики России могли бы региональные центры кластерного развития, пришли к выводу экономисты, подготовившие исследование «Организационные структуры кластерной политики».
Для увеличения проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) необходимо повысить их привлекательность для бизнеса, то есть сделать их открытыми, прозрачными, прибыльными. Частных инвесторов, в отличие от их государственных партнеров, не привлекают долгосрочные проекты, реализующиеся в форме концессии, при участии инвестфонда, рассказали Елена Федорова, Валентина Гурина и Сергей Довженко в докладе «Государственно-частное партнерство в России: анализ факторов эффективности», представленном в НИУ ВШЭ.
Инновационное развитие регионов зависит не только от усилий бизнеса, но и от качества госрегулирования: стимулирования инновационной деятельности и повышения качества инновационной политики. В числе лидеров Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и Калужская область, отметили авторы Рейтинга инновационного развития регионов России, подготовленного экспертами Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.
Министерства и ведомства России становятся все более открытыми обществу, отметили участники конференции «Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с референтными группами», прошедшей в Высшей школе экономики при поддержке Открытого правительства. Проблема в том, что многие госструктуры «открываются» обществу формально.
Более половины российских регионов формально подошли к вопросу формирования института оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Специалисты по оценке не прошли необходимого переобучения, анализ последствий регуляторных нововведений для бизнеса и общества систематически не проводится, средства на пилоты и обучение выделяются по остаточному принципу, выяснили эксперты Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ. Все же, ряд регионов являются точками роста «умного регулирования».
Госзакупки в России – дорогое удовольствие. Пытаясь уменьшить коррупцию в данной сфере, власти пошли на усложнение технических процедур и документооборота для госзаказчиков и поставщиков. Но доля издержек заказчика при закупке в РФ все равно многократно выше, чем в ЕС. Для простых недорогих контрактов формализованная процедура госзакупок оказывается неэффективна, утверждают директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев и старший научный сотрудник этого института Ольга Балаева в статье «Сколько стоят процедуры госзакупок? Эмпирическая оценка с позиций заказчика»
Молодые россияне восприняли Олимпийские игры в Сочи, скорее, как семейный праздник, чем как государственный. Сыграли роль ностальгические воспоминания их родителей об Олимпиаде 1980 года, ставшей личным и в то же время общенациональным событием для многих россиян. Правда, пиар Сочи-2014 как государственного праздника сработал хуже. Пафос официальных СМИ для молодежи заглушала критика Олимпиады в интернете, выяснили доцент кафедры государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Анна Санина и стажеры-исследователи Анастасия Козлова и Олеся Триголос
Российская статистика скудна, неточна и полна лакунами. Она не помогает, а, напротив, дезинформирует аналитиков. Малая временнáя глубина российской статистики делает иллюзорными надежды на построение надежных долгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны, отметил завлабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ Владимир Бессонов в исследовании «Что сохранит для истории современная российская статистика?»
Институциональные реформы – один из важнейших аспектов социально-экономического развития, однако большая часть реформ либо не достигает поставленных целей, либо достигает их, но с избыточными издержками. Причины неудач проанализировал завлабораторией математической экономики ЦЭМИ РАН Виктор Полтерович
Борьба с коррупцией может быть успешной лишь тогда, когда в ней участвует все население страны и есть политическая воля руководства государства. В обратном случае, как свидетельствует зарубежный опыт, антикоррупционные призывы и лозунги остаются лишь прокламациями, а в законах находятся лазейки. К такому выводу пришла аналитик Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики (ПУЛ АП) НИУ ВШЭ Анна Баталина
Структура и функции местного самоуправления (МСУ) в России были реформированы неоднократно. На прошлой неделе, 20 мая, очередные поправки в закон о реформе МСУ были одобрены депутатами Госдумы сразу во втором и в третьем чтениях. Новая редакция закона предоставляет регионам массу прав, например, право самим определять способы избрания глав муниципальных образований – напрямую населением или из состава представительного органа власти. Свой взгляд на реформу МСУ представил доцент кафедры теории и практики государственного управления НИУ ВШЭ Павел Кудюкин