• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Школа
Типичный директор российской школы «авторитарный хозяйственник», который ставит во главу угла вопросы администрирования, а не образование детей. В то же время наиболее эффективным руководителем может быть только «демократичный предводитель», привлекающий к управлению школы всех учителей и открытый для проведения реформ, пришли к выводу в ходе исследования Наиль Фархатдинов, Надежда Евстигнеева, Дмитрий Куракин и Валерия Малик.
Политика эффективных контрактов работает в школе лишь отчасти. С одной стороны, с ростом зарплаты профессия учителя стала более привлекательной: в школу потянулись высококвалифицированные кадры и молодежь. С другой стороны, часть преподавателей все еще дополнительно трудятся на стороне. На этом фоне управление качеством работы педагогов не всегда входит в приоритеты руководства школ, отметили эксперты Института образования НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок Павел Деркачев и ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Марина Пинская
Школа мало занимается воспитанием детей, сетуют родители. Подростки часто руководствуются прагматическими соображениями, а не нормами морали, хотя и прекрасно знают, что такое добро и зло, отвечают учителя. Им крайне сложно воспитывать учеников при бездействии семьи: слишком непрост моральный климат в обществе и невысок статус профессии учителя, а в самом образовательном учреждении больше всего ценятся достижения учеников в учебе, рассказали на семинаре в НИУ ВШЭ Елена Аржаных и Елена Новикова
Единые государственные экзамены (ЕГЭ) можно считать объективным измерением знаний выпускников школ, считает большинство учителей, отметили в исследовании  Владимир Собкин, Любовь Духанина и Дмитрий Адамчук. Причем чем опытнее педагог, тем позитивнее оценка этой формы итоговой аттестации
Вопреки распространенному мнению о падении качества образования, родители российских учеников школами в целом довольны. Однако, при всем лояльном отношении к этим учебным заведениям, семьи считают, что без дополнительных занятий дети не смогут успешно сдать итоговые экзамены. Татьяна Клячко, Елена Авраамова и Дмитрий Логинов в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» проанализировали отношение к школе со стороны родителей
Дополнительное образование по-прежнему популярно среди российских школьников: в кружках и секциях занимается большинство детей. Многие из них посещают внеклассные занятия в собственной школе. Ребята, которые не ходят в кружки, объясняют это цейтнотом, отсутствием внешкольного образования в их населенном пункте или высокой платой за занятия, выяснили заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и старший научный сотрудник этой лаборатории Валерия Иванюшина
Модернизация российской средней школы невозможна без участия университетов. Именно они должны взять на себя роль трансформаторов изменений в системе среднего образования, отметили сотрудники НИУ ВШЭ в Перми Галина Володина, Алла Оболонская и Татьяна Ратт в статье «Университетско-школьный кластер – среда развития профессиональных компетенций учителя»
После введения ЕГЭ дополнительная подготовка к экзаменам не утратила свою популярность. Правда, если раньше предпочтение отдавалось репетиторам из выбранного вуза, то теперь на ЕГЭ «натаскивают» и педагоги «с улицы», выяснил младший научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) НИУ ВШЭ Илья Прахов в исследовании «Динамика инвестиций и отдача от дополнительной подготовки к поступлению в вуз»
Детям выходцев из стран СНГ, посещающим московские школы, бывает сложно встроиться в новую среду. Учебные заведения должны помочь им освоить русский язык, а также решить прочие проблемами, возникающие в процессе обучения, отметили Жанна Зайончковская, Юлия Флоринская, Дмитрий Полетаев и Ксения Доронина в исследовании, результаты которого опубликованы в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly»
Покупка брендовых вещей и услуг повышает самооценку большинства молодых россиян, позволяет им поддержать репутацию, добиться уважения и продемонстрировать материальный достаток семьи, выяснила в ходе исследования преподаватель кафедры маркетинга НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) Наталья Шайдакова. Учащиеся элитных учебных заведений поднимают свой престиж за счет дорогих автомобилей, ресторанов и предметов личного пользования, а обучающиеся в обычных школах и вузах хвастаются друг перед другом новейшими и дорогими моделями телефонов
Социальное положение родителей влияет на качество образования ребенка гораздо больше, чем характеристики учебного заведения. При этом успеваемость учеников практически не зависит от кадровых, материальных или финансовых ресурсов школы, выяснили в ходе исследования старший преподаватель кафедры экономической методологии и истории НИУ ВШЭ Гордей Ястребов и студент магистерской программы факультет экономики НИУ ВШЭ Алексей Уваров
Лучшие частные школы в России становятся пионерами изменений в системе среднего образования в целом. Их новации повышают качество образования, а затем входят в практику государственных школ. О методах работы инновационных негосударственных учебных заведений рассказали Татьяна Рогозина и Татьяна Щур в новом номера журнала НИУ ВШЭ «Вопросы образования»