• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Регионы
Персональный компьютер и доступ в интернет способствуют повышению предпринимательской активности в регионе. А инвестиционная активность и наличие большого количества рабочих мест с высокой зарплатой, напротив, снижают мотивацию занятию бизнесом, выяснили в ходе исследования Александр Чепуренко, Владимир Елаховский и Ольга Образцова.
Активность внутренних миграций в России за последнюю четверть века снизилась: организованные переселения и освоение пустующих территорий ушли в прошлое, а переезды ради высоких заработков сменились отходничеством и маятниковой миграцией, которые не требуют переселения всей семьи и решения проблемы жилья. Кроме того, миграции часто оказываются безрезультатными: новоселы плохо приживаются в регионах с неразвитой экономикой, безработицей, слабой социальной и транспортной инфраструктурой. Младший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Салават Абылкаликов картировал миграционную активность россиян.
Успех кластерной политики зависит не столько от стараний самого бизнеса, сколько от активных и скоординированных действий органов власти. Отвечать за создание новых рабочих мест и компаний, стимулировать инновации и подготовку кадров в ключевых секторах экономики России могли бы региональные центры кластерного развития, пришли к выводу экономисты, подготовившие исследование «Организационные структуры кластерной политики».
Личный опыт оказывается решающим фактором при определении направления трудовой миграции. Знание языка, местных законов, наличие связей оказываются для мигранта более важными факторами, чем текущая экономическая ситуация в выбранном регионе, выяснила в ходе исследования младший научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Евгения Чернина.
Провинциальная Россия сегодня не такая, какой она была еще двадцать лет назад. Старые выморочные и брошенные деревни заселяют новые люди: те, кто хочет изолировать себя от социальных контактов и опеки государства. Дачники-помещики, люди, желающие жить в гармонии с природой, сектанты – все они уезжают в глубинку и создают там новые сообщества, выяснили в ходе исследования сотрудники кафедры местного самоуправления факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
«Выброшенными» из общества в России оказываются не только маргиналы - алкоголики и наркоманы, но и другие категории граждан, например, бедные и безработные, ВИЧ-инфицированные, инвалиды и люди, находящиеся на попечении государства. Больше всего таких «потерянных» в Калмыкии, Тюменской и Самарской областях, меньше – в Москве, Петербурге и на Северном Кавказе, где не принято родных оставлять в беде, выяснили сотрудники Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ при исследовании рисков социальной эксклюзии в российских регионах.
Поддержка мелкого бизнеса, социальные услуги, помощь людям в трудоустройстве – все эти опции социального контракта помогают части бедных семей повысить доходы. Помощь в рамках соцконтракта является более эффективной, чем привычная выдача пособий малоимущим, поскольку деятельная поддержка стимулирует экономическую активность граждан, отметили в исследовании сотрудники Центра анализа доходов и уровня жизни (ЦАДУЖ) НИУ ВШЭ.
Работники бюджетного сектора имеют хорошее образование, но зарабатывают в среднем на четверть меньше коллег из небюджетного сектора. Причем, чем богаче регион, тем больше разрыв в уровне зарплат в пользу персонала частных компаний, выяснила младший научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Анна Шарунина в ходе исследования «Где бюджетнику жить хорошо? Анализ межсекторных различий в оплате труда в регионах России».
Возможность найти интересную, хорошо оплачиваемую работу, комфортная социокультурная среда и наличие дружеских и профессиональных контактов на новом месте – вот наиболее важные факторы для выпускников региональных вузов, планирующих переехать в другой город. Потенциал миграции среди молодых кадров изучила стажер-исследователь Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Саида Зиганурова.
Рестораны при отелях способны играть важную роль в развитии местного гастрономического бренда. Вклад ресторана в продвижение гастробренда зависит от уровня звездности отеля, его принадлежности к местной или международной сети, а также территориальным расположения. К такому выводу в ходе исследования влияния ресторанных отелей на продвижение гастрономических брендов пришли сотрудники лаборатории экономики культуры НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Валерий Гордин, Юлия Трабская и Елена Чичерина.
Санкт-Петербург лидирует по туристической привлекательности среди других российских городов. Однако у города на Неве нет своего гастрономического бренда. Он может быть создан на основе культурной и исторической базы северной столицы. В ходе проведенного исследования сотрудники лаборатории экономики культуры НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Валерий Гордин и Юлия Трабская разработали несколько моделей развития гастрономического бренда Санкт-Петербурга.
Российские регионы, создавая стратегии своего развития, не учитывают возможность финансовых и экономических кризисов. Нередко местные планы противоречат федеральным, а отсутствие единой системы целевых индикаторов снижает управленческую эффективность стратегий. Ученые* Института региональных исследований и городского планирования (ИРИиГП) НИУ ВШЭ проанализировали стратегии социально-экономического развития регионов. Результаты исследования отражены в докладе «Аналитический обзор документов стратегического планирования субъектов РФ».