• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образование
На российском рынке труда растет спрос только на неквалифицированные кадры из стран СНГ. Статус тех иностранных работников, которые занимали на родине должности руководителей и специалистов, при переезде в РФ почти всегда понижается. Зато рынок дружелюбно встречает рабочих и представителей сферы обслуживания, – они не меняют рода занятий и не теряют в статусе, выяснили профессор кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Елена Варшавская и замдиректора Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко
Вопреки распространенному мнению о падении качества образования, родители российских учеников школами в целом довольны. Однако, при всем лояльном отношении к этим учебным заведениям, семьи считают, что без дополнительных занятий дети не смогут успешно сдать итоговые экзамены. Татьяна Клячко, Елена Авраамова и Дмитрий Логинов в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» проанализировали отношение к школе со стороны родителей
Дополнительное образование по-прежнему популярно среди российских школьников: в кружках и секциях занимается большинство детей. Многие из них посещают внеклассные занятия в собственной школе. Ребята, которые не ходят в кружки, объясняют это цейтнотом, отсутствием внешкольного образования в их населенном пункте или высокой платой за занятия, выяснили заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и старший научный сотрудник этой лаборатории Валерия Иванюшина
Модернизация российской средней школы невозможна без участия университетов. Именно они должны взять на себя роль трансформаторов изменений в системе среднего образования, отметили сотрудники НИУ ВШЭ в Перми Галина Володина, Алла Оболонская и Татьяна Ратт в статье «Университетско-школьный кластер – среда развития профессиональных компетенций учителя»
Неравный доступ к международным программам, коммерциализация высшего образования, вероятность утечки мозгов, утрата культурной идентичности и чрезмерная конкуренция между университетами – такие риски интернационализации вузов отметили университеты разных регионов мира в профильном исследовании, проведенном Международной Ассоциацией университетов (International Association of Universities). Его результаты опубликованы в свежем номере журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»
Рост стоимости обучения и ужесточение миграционной политики в преддверии выборов – вот причины сокращения числа иностранных студентов в британских университетах, отметил Саймон Марджинсон в статье, опубликованной в новом номере журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»
Большинство российских студентов-старшекурсников работают. Основной причиной совмещения учебы и работы является желание набраться опыта, а не потребность в финансовых средствах, отметили заведующий научно-учебной лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин и аналитик этой лаборатории Виктор Рудаков в исследовании «Совмещение учебы и работы студентами российских вузов»
После введения ЕГЭ дополнительная подготовка к экзаменам не утратила свою популярность. Правда, если раньше предпочтение отдавалось репетиторам из выбранного вуза, то теперь на ЕГЭ «натаскивают» и педагоги «с улицы», выяснил младший научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) НИУ ВШЭ Илья Прахов в исследовании «Динамика инвестиций и отдача от дополнительной подготовки к поступлению в вуз»
Две стратегии интеграции России в европейское образовательное поле – переход к системе бакалавриата и магистратуры и расширение партнерства вузов со стейкхолдерами – воплощаются по принципу «то густо, то пусто». Карт-бланш на развитие магистратуры и научных изысканий на деле получили лишь ведущие университеты. Основная масса вузов в условиях недостатка средств вынуждена сосредоточиться на бакалавриате, отметили Евгений Князев и Наталья Дрантусова в статье, опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования»
В последние годы в России предпринято несколько попыток развития исследовательских университетов. О перспективе возвращения науки в вузы размышляют научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и замминистра образования и науки РФ Александр Повалко в статье, опубликованной в международном сборнике «How World-Class Universities Affect Global Higher Education»
Детям выходцев из стран СНГ, посещающим московские школы, бывает сложно встроиться в новую среду. Учебные заведения должны помочь им освоить русский язык, а также решить прочие проблемами, возникающие в процессе обучения, отметили Жанна Зайончковская, Юлия Флоринская, Дмитрий Полетаев и Ксения Доронина в исследовании, результаты которого опубликованы в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly»
Несмотря на расширение системы высшего образования во всем мире, стать штатным хорошо оплачиваемым преподавателем вуза молодому специалисту очень нелегко. Мешает многое: кадровая политика учебных заведений, отстающий рост госфинансирования, а также замена связями рыночных механизмов распределения вакантных мест, выяснила в ходе исследования международная группа ученых – Мартин Финкельштейн, Кевин Иглесиас, Анна Панова и Мария Юдкевич