• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образование
Дети лучше учатся в школах, директора которых сосредоточены на педагогике и внутренних правилах учреждения, а не на исполнении внешних предписаний.
«Далеко от дома», «Не подходит расписание», «Еще не искали» — так родители объясняют нежелание отдать своего ребенка в кружок. Насколько обоснованы эти аргументы, выяснили эксперты группы исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ
Эксперты НИУ ВШЭ собрали в одном месте лучшие сервисы для самостоятельного образования
Чем больше книг в семье, богаче родители и лучше их образование, тем выше шансы у детей хорошо учиться
Культурный капитал семей школьников часто мешает действию социального лифта и «приговаривает» детей к определенной образовательной траектории. При одинаковой успеваемости подростки из семей с разным социально-экономическим статусом — уровнем образования и доходов родителей — с разной вероятностью продолжают обучение в школе после девятого класса. Дети образованных и обеспеченных родителей чаще идут в старшие классы, а затем и в вузы. Подростки из простых семей нередко уходят в техникумы, даже когда учатся неплохо. Так закрепляется социально-экономическое неравенство.
«Купить диплом», «второе высшее», «заказать курсовик» — такие запросы чаще всего конструируют в поисковых системах интернет-пользователи, когда ищут информацию о вузовском образовании. Статистика употребления этих словосочетаний и выбор ключевых слов говорят о девальвации высшего образования в представлениях аудитории Рунета и о восприятии вузовских квалификационных работ как коммерческого продукта.
Университетские инициативы по развитию человеческого и социального капитала побуждают студентов становиться предпринимателями, а вот предоставление вузами финансовых средств начинающим бизнесменам дает обратный эффект. К такому выводу пришли Галина Широкова, Татьяна Цуканова и Карина Богатырева в исследовании «Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности».
Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе – качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».
В стратегическом управлении университетами не стоит абсолютизировать такой инструмент контроля, как KPI – систему измеримых индикаторов достигнутых результатов. Она отражает прежде всего ожидания внешних стейкхолдеров, что влияет на собственные цели вузов. Более того, тотальное внедрение KPI в университете может подавлять академические свободы и творческий потенциал, рассказал замдиректора Института развития образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский.
Подавляющее большинство учащихся уверены, что иностранный язык понадобится им в будущей профессиональной деятельности, а многие ощущают его необходимость для обучения за рубежом, выяснила доцент департамента иностранных языков НИУ ВШЭ Анна Крутских
Казалось бы, инбридинг – рекрутинг вузом собственных выпускников – помогает университетам поддерживать свои традиции. На деле у «найма изнутри» масса опасных побочных эффектов. Он может вести к блокированию новых идей в вузе, его изоляции от международного научного поля и снижению результативности. В итоге университет пробуксовывает и мало оправдывает те ожидания, которые общество возлагает на высшую школу. Причины и следствия инбридинга в восьми странах проанализированы международной командой экспертов в новой книге под редакцией директора Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Марии Юдкевич.